|
Культовый американский режиссер Гас Ван Сент после «взрослого» «Харви Милка» возвратился к излюбленной молодежной тематике с фильмом «Не сдавайся», который стартует в ограниченном российском прокате 13 октября 2011 года (дистрибьютор - «WDSSPR»).
Все герои вансентовских «юношеских» лент - будь то образцово-показательный «Умница Уилл Хантинг» или псевдодокументальный «Параноид Парк» - своеобразные изгои. Свежая работа режиссера - не исключение.
Разрабатывая жанр подростковой мелодрамы, в котором, казалось бы, всё давно сказано как в кино, так и в литературе, Гас Ван Сент пытается уйти от многовековой шаблонности в том числе за счет предельно неординарных персонажей. Всё в них, начиная от манеры одеваться, заканчивая увлечениями и сложной жизненной историей, буквально кричит зрителю: «Это вам не соседские ребята, а экзотические растения, неожиданно возникшие на меланхоличной портлендской земле». В результате, юная натуралистка Аннабель (Миа Васиковска) и странноватый сирота Енох (Генри Ли Хоппер), главным хобби которого являются походы на похороны незнакомцев и морской бой с воображаемым японским другом, полтора часа «меняют lookи», разыгрывая историю обреченной первой любви.
Удивительным образом эта история любви, невзирая на внешнюю нарочитость, выходит убедительной. Может быть, Ван Сент и перегибает палку, всеми доступными средствами стараясь не скатиться в сопливость таких образцов жанра, как «Спеши любить», но его фриковатым поклонникам ретро и орнитологии веришь. Больная раком героиня Васиковска не «начинает умирать с первых кадров», не щадя носовых платков зрителей, а живёт, наполняя энергией и своего аутичного приятеля Еноха, и этих самых зрителей. Персонаж Хоппера-младшего, потерявший родителей и нафантазировавший себе мудрого японского товарища-солдата, в конце концов, заставляет даже последнего скептика поверить в пользу воображаемых друзей. А вместе им удается с искренней наивностью юности в очередной раз донести до зрителя печальную истину о том, что «умереть легко - любить трудно», и не разочаровать.
Пусть вся картина выстроена подобно сцене, в которой юные влюбленные репетируют трагическую кончину Аннабель и боятся позволить себе излишний драматизм, это компенсируется невероятной органичностью героев внутри явно искусственной конструкции. Заслуга ли это визуального ряда, не позволяющего нам забыть, что мы имеем дело с авторской мелодрамой... В доказательство чему - фирменная дрожащая камера в начальных кадрах и расфокусированные осенние пейзажи, служащие фоном для любовной истории до безобразия нездешних Васиковска и Хоппера. Скорее, отгадка лежит в безоглядной вере прекрасных молодых актеров в уникальность предложенных им обстоятельств, которая поначалу кажется утопичной, а в итоге оказывается заразительной.
| |