|
Спасатель Александр Гусаров обустраивает посадочные полосы для полярников
Волгоградский спасатель Александр Гусаров каждый год вылетает на Северный полюс - обустраивать посадочные полосы для полярных экспедиций.
Четыре стадии полярника
Каждый год в конце февраля - с началом полярного дня опытный волгоградский спортсмен-парашютист, заместитель начальника Волгоградской спасательной базы Росавиации Александр Гусаров уезжает работать на Северный полюс, привычно выпрыгивая с парашютом на поля морского льда с высот в несколько сот метров. Начинается полярный вояж столичным «Домодедово», оттуда рейсом на Мурманск, из Мурманска на Шпицберген - отправную точку всех полярных экспедиций в норвежском посёлке нефтяников Лингирбин. Лишь оттуда десантно-транспортный Ил-76 берёт курс с парашютистами к «макушке» Земли.
«На Северном полюсе в районе "нулевой" отметки работаю уже десятый сезон. Меня за это время посвящали во все четыре степени полярника», - рассказывает Гусаров. - Первая степень посвящения в полярники заключается в том, что, извиняюсь, удачно сходить на морозе «до ветру». Вторая - найти среди морских полей цельный кусок пресного льда. Третья - благополучно съесть застывшую до каменного состояния сгущёнку на морозе. Четвертая - искупаться в специально оборудованной полынье. Вот только после всего этого о тебе скажут с уважением: «Да, этот уже бывалый».
Парашютист международного экстракласса (таких на всю страну десятка три наберётся!) явно лукавит, придавая шутливым ритуалам на полярных «бытовках» особый смысл. Ценят на полюсе, как и везде, исключительно за высокий профессионализм. Группу парашютистов, в которой участвует Гусаров, условно можно назвать «засыльными»
Их первыми сбрасывают на дрейфующие ледовые поля - дабы те уже оборудовали место для успешного парашютирования техники и специалистов под будущий аэродром. И лишь затем на «ледовые посадочные поля» садится труженик АН-24 с основными участниками сезонной полярной научной экспедиции. Она будет работать всё полярное лето.
«Когда второй очередью нам сбрасывают на грузовых стропах трактора, элементы посадочной платформы, бочки с горючим для полярной авиации и прочую технику для расчистки будущего аэродрома, к нам на льдину заправски прыгает один и тот же тракторист, - мы зовём его Васей, - рассказывает Гусаров, - а совершил тракторист столько прыжков - пора уже в профи парашютного спорта записывать». Трактора на полюс доставляют прямо с разогретыми моторами, которые уже нельзя выключить. Чуть техника заглохнет на 50-градусном морозе - запустить её вновь будет уже невозможно. Трактор превратится в бесполезный «набор» железок. А ещё, вздыхает Гусаров, некоторые «издержки» полярных экспедиций вроде бочек из под горючего для тракторов, авиации, посадочных платформ, с полюса вывозить обратно слишком дорого и накладно. Эти бочки так и остаются на льдинах, затем, вероятно, уходят на дно Ледовитого океана. Так что назвать присутствие человека на полюсе экологически безупречным нельзя. Много мусорим. Целыми металлическими бочками.
Мишка на севере - не подарок
Всем участникам парашютной группы в качестве памятки непременно выдают инструкцию по обращения с белыми медведями с грифом нескольких авторитетных международных экологических организаций. В них написано: ни в коем случае не прикармливайте медведей! Не оставляйте никаких биологических и пищевых отходов на поверхности льда! И только третий-четвёртый пункты рекомендуют отбиваться от назойливого внимания «белых мишек» ружьём или газовым баллоном. Правда, в памятке не говорится, что баллончик для медведя - незначительный раздражитель со стороны «вкусного живого обеда».
Каждый год вблизи полюса на оборудованную условную «точку» в 150 километрах от нулевой отметки земного шарика под названием «Борнео» засылают коммерческую группу туристов - человек двадцать, а то и больше. Финансово обеспеченные романтики непременно преодолевают символические километры до полюса, чтобы, добравшись туда, пострелять на нулевой отметке из ракетницы, попив коньяк, с гордостью потом сказать друзьям-знакомым: «Северный полюс взят!»
| |