|
Кинопленка отходит в прошлое, превращаясь из насущного инструмента кинематографа в объект современного искусства, о чем свидетельствует художественная акция в лондонской галерее Tate Modern.
Подробнее - в материале обозревателя «Вестей ФМ» Антона Долина.
Лет пять назад мне довелось встретиться и побеседовать в Венеции с Дэвидом Линчем. Режиссер с благодушным и уверенным видом пророка изрек: «Пленка - это прошлое. Мир охватили цифровые технологии, и дороги назад нет».
С тех пор немногое изменилось - фильмы по-прежнему снимаются на пленку, но нельзя не признать - все реже и меньше. Переход на цифровой формат удобен кинотеатрам и дистрибьюторам: нет расходов на печать копий, проще делаются субтитры; но, в сущности, он практичен и для режиссеров и продюсеров.
Прежде всего, для тех, которые делают 3D или иное сверхзрелищное кино: форма сливается в экстазе с содержанием, спецэффекты, которые делаются на компьютере, проецируются на компьютерный же экран.
Однако и арт-кино не может не воспользоваться широкими возможностями «цифры»: ныне реальны любые обработки изображения, а пленка не тратится, даже если снимать годы напролет, и делай себе столько дублей, сколько пожелаешь.
Кому нужна пленка? Зачем она нужна? Этим вопросом задалась Тацита Дин - одна из самых ярких британских художниц, номинантка премии Тернера. В этом году именно ей доверили Турбинный зал главной лондонской галереи современного искусства Tate Modern.
Ежегодно это колоссальное во всех смыслах пространство бывшей электростанции отдают одному художнику для одной глобальной инсталляции, например, год назад пол Турбинного зала заполнили миллионы керамических рисовых зерен, исполненных по заказу и идее китайца Ай Вэйвея. Тацита Дин назвала свое произведение просто: Film («Пленка» или «Фильм», поскольку эти слова по-английски звучат и пишутся одинаково).
Одиннадцать минут, напоминающих о том, что кино есть запечатленное время: часы и улитки, чье движение так неторопливо, водопады, пузыри и фонтаны, чье движение неостановимо, однако авангард ли это? Скорее, её визуальная поэма, по словам самой художницы, есть признание в любви традиционному кинематографу. И недаром проекция оформлена как гигантский кусок кинопленки, который проецируется на стену Турбинного зала. Увидеть это, можно не сомневаться, впечатляющее произведение, доведется явно не всем, особенно россиянам, но хорош сам повод задуматься: имеет ли смысл расправляться с средством выражения, которое позволило родиться на свет изрядному количеству подлинных шедевров?
Да, их можно перевести в иной формат и так сохранить для будущего, но носитель важен почти в той же степени, как стены, на которых висели великие картины, как рамы к ним, даже как холсты, на которые наносились краски.
Вопрос не в аукционной стоимости пленки с записью какого-нибудь Бергмана, Феллини или Тарковского в далеком, к примеру, XXII веке, а в ценности, не переводимой ни в какую валюту, ценности предметной, тактильной, очень конкретной, позволявшей абстракциям, снам и образам кинематографа обретать плоть, которую сегодня кино опять неминуемо теряет, становясь в зависимость от компьютера.
Пусть сегодня пленка - материал для неисправимых романтиков и современных художников: и тех, и других, слава богу, пока хватает.
| |