|
В России нет долгосрочных внутренних инвесторов, тех, кто определяет поведение национального фондового рынка и является притяжением для долгосрочных иностранных глобальных инвесторов, констатируют профучастники
Москва. 12 октября. FINMARKET.RU - В России уже два года идет реализация правительственного плана по созданию международного финансового центра. Оценивать итоги этой работы пока рано, а вот что касается развития внутреннего рынка, можно с уверенностью сказать - никаких достижений нет. Таков общий настрой участников конференции Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) «Российский фондовый рынок», прошедшей в Екатеринбурге.
«Перед российским фондовым рынком, как и пять лет назад, стоят все те же вызовы. Они связаны с узким кругом обращающихся акций, незначительным объемом долгового рынка. Высока концентрация оборота по акциям. Долгосрочных внутренних инвесторов, тех, кто определяет поведение национального рынка и в свою очередь является притяжением для долгосрочных иностранных глобальных инвесторов, в стране нет», - констатировал глава НАУФОР Алексей Тимофеев.
Брокеры уходят
Количество брокерских компаний в России сокращается уже несколько лет. Особенно тяжелая ситуация сложилась в регионах. Как сообщила руководитель регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) в Уральском федеральном округе Светлана Фурдуй, по итогам 2010 года с рынка региона ушли 12 профессиональных участников рынка ценных бумаг, в 2011 году таких компаний уже 13.
При этом за прошедшие два года на рынок уральского региона не вышла ни одна новая компания. Таким образом, в настоящее время в регионе работают 62 профессиональных участника рынка ценных бумаг. «Остался исключительно "золотой запас" реально действующих профучастников», - нашла положительную сторону руководитель регионального отделения ФСФР.
Причин сокращения числа профучастников на рынке ценных бумаг можно назвать несколько. Во-первых, пресловутый кризис, который увеличил волатильность на российском рынке, что привело к сокращению числа частных клиентов, торгующих на бирже. «В конце прошлого года мы имели (имея в виду то, что пайщики и клиенты брокеров часто совпадают в одном лице) около миллиона граждан. Эта цифра мало изменилась в течение полугодия. Мои коллеги отмечают, что несут деньги те люди, которые уже открыли счета, новые почти не приходят. Эти цифры свидетельствуют о совершенно ничтожном интересе российского населения к фондовому рынку. И это является одной из самых негативных черт нашего рынка. Стало довольно заметно снижаться и количество активных инвесторов», - сообщил А.Тимофеев.
Кроме того, на число брокерских компаний повлияло ужесточение требований к профучастникам. В прошлом году минимальный размер собственных средств брокерских компаний был увеличен с 10 млн рублей до 35 млн рублей. И хотя в этом году очередное увеличение норматива было отменено, брокеры, да и другие профучастники рынка продолжают сдавать свои лицензии добровольно.
Не по плечу костюмчик
«Что за сумасшедшие 35 миллионов?! Нужно вернуться к старым требованиям к капиталу. Я хотел бы обратиться к регуляторам, что надо соизмерять регулятивные нагрузки и размер рынка. Рынок должен быть диверсифицированным. А иначе у нас не будет ничего», - заявил генеральный директор ИК «Витус» Сергей Чернов.
«За двадцать лет работы на рынке я не увидела поддержку нашего бизнеса со стороны государства. Постоянно идет ужесточение требований», - сказала генеральный директор компании «Синара Инвест» Анна Шакирова. По ее словам, в результате увеличения количества требуемых отчетов со стороны регулятора и бирж, в ее компании составлением отчетности занимается 70% сотрудников, и только 30% занимаются привлечением клиентов. «Вопреки ужесточению требований, мы все-таки живы», - подчеркнула она.
С.Чернов сравнил российский фондовый рынок с «двухлетним малышом, который надел на себя папин костюм и говорит всем: посмотрите, какой я стал, у меня есть костюм, вот тут у меня противодействие легализации доходов, а здесь противодействие манипулированию рынком». «Но когда он пять секунд постоит, у него начинают ноги дрожать, потому что костюм тяжеловат. И двигаться он не может, потому что запутывается в штанах, падает, ударяется», - сказал он.
Угроза Сбербанка
«Зачем нужны дискаунт-брокеры, если есть Сбербанк, у которого есть огромная сеть и опыт обслуживания тысяч клиентов?! К тому же на подхвате стоит ВТБ 24. Времена на рынке не очень сладкие, брокер, который занимается только брокериджем, не имеет шансов на выживание вообще», - заявил генеральный директор компании БКС Юрий Минцев.
По его мнению, единственная возможность для брокерских компаний выжить в текущей ситуации - это универсальность. «Помимо брокерских услуг, нужно представлять и услуги управляющей компании, и расчетного банка, плюс надо представлять более широкий доступ к рынкам, не только на российские биржи, но и на иностранные», - сказал Ю.Минцев.
Начальник сектора проведения брокерских операций управления розничного брокерского обслуживания и поддержки сети продаж Сбербанка Дмитрий Брусинцев видит место частных брокерских компаний на российском рынке в обучении частных инвесторов. По словам Д.Брусинцева, Сбербанк в этом году наблюдает прирост клиентов, однако они финансово неграмотные. Банк не может пока представить своим клиентам такие же обучающие программы, как частные брокеры. «Эту социальную функцию вы выполняете лучше, чем мы», - сказал он.
Одной из проблем для развития брокерский услуг в Сбербанке Д.Брусинцев назвал требование регулятора к аттестатам для специалистам. «Получается, мы в каждой точке продаж должны иметь аттестованного специалиста, хотя часто он выполняет просто курьерскую функцию по передаче документов», - сказал он.
Борьба за клиентов
По оценке вице-президента УК «Тройка Диалог» Андрея Звездочкина, реальная цифра частных клиентов в России в три раза меньше, чем показатель официальной статистики Фондовой биржи ММВБ, согласно которой частных клиентов, работающих на бирже, насчитывается порядка 1 млн. «Только 300 тыс. индивидуальных клиентов осознанно присутствуют на рынке», - считает он.
По мнению А.Звездочкина, с точки зрения регулирования у российского фондового рынка есть все, что нужно, и ключевым вопросом является привлечение клиентов. «Надо находить профессиональных сотрудников и консультантов, которые могут привести новых людей на рынок», - считает он.
«Есть еще одна проблема - это конфликт интересов. Брокеридж - более выгодная деятельность, чем управление активами. Поэтому компании предпочитают больше предлагать брокерские услуги, а не услуги по управлению активами, что более подходит для долгосрочного инвестора. Практически, клиентам продается не то, что им нужно», - сказал А.Звездочкин.
По его словам, большинство инвесторов в российские активы имеет короткий инвестиционный горизонт - всего лишь два года. Кроме того, отметил он, в отличие от других стран БРИК в России высокий уровень инфляции, в результате чего премия за риск составляет порядка 5%, что не позволяет рассчитывать на высокий доход.
По словам старшего вице-президента банка «Открытие» Евгения Данкевича, невозможно при существующих ставках депозитов и отсутствии дивидендных доходностей заставить людей работать на фондовом рынке. «Российскому фондовому рынку нужны прорывные вещи, например, пенсионные счета», - сказал он.
| |