Во Владикавказе завершился очередной, пятый по счету фестиваль театров Северного Кавказа «Сцена без границ». Почему на одном спектакле - аншлаг, а на другом - четверть зала.
Владикавказ - это город с богатыми театральными традициями. Здесь имеется свой собственный театральный музей, в котором с удовольствием рассказывают и про Вахтангова, который родился во Владикавказе, и про Сергея Мироновича Кирова, который однажды аккомпанировал Вахтангову на гитаре.
«Русский театр» во Владикавказе в этом году отмечает 140-летие, его немного подремонтировали даже, здание - то еще, старинное. Главная, судя по всему, проблема театра - ставить некому. Все известные осетины работают кто в Москве, кто в Петербурге - и режиссер Марат Гацалов, и художник Елизавета Дзуцева. Повезло музыкальному театру, им руководит Лариса Гергиева. Вот она, рассказывают, часто приезжает, а в сыгранном на фестивале спектакле «Кровавая свадьба» она взяла ответственность за музыку.
Львиную порцию призов жюри отдало спектаклю Лакского музыкально-драматического театра «Дом Бернарды Альбы». Он победил в трех из пяти объявленных номинациях, в том числе и в главной - лучший спектакль.
Вообще-то в этом спектакле можно было лауреатов на все награды, но Кавказ, как и Восток - дело тонкое. Новичок, вроде меня, мгновенно сталкивается со множеством условностей, без которых местная жизнь давно бы уж провалилась в тартарары. Нет, правда. Я, например, сразу после спектакля «Дом Бернарды Альбы» написал сообщение Алисе Ганиевой, знакомой писательнице, лауреату «Дебюта» и нескольких других литературных премий. Написал ей, что потрясающий спектакль привезли из Махачкалы. Некоторое время спустя получил ответ: «Здорово. На лакском языке? ". А я и не спросил, надел наушники, слушал перевод, получал удовольствие, потом переживал. Жаль, что ни „Золотая маска", ни другие наши московские фестивали, этот спектакль в столицу не выберут, не привезут. Потрясающая культура, режиссер не боится пауз, не боится даже пустой сцены, оставлять ее на какое-то время вообще без актеров, уверенный в том, что пустот эмоциональных не будет. Как много мелких деталей в игре, особенно старших актрис, кроме отмеченной премией Дины Магомедовой, надо назвать еще и Омарову, которая играет служанку Понсию, вызывая в памяти мастерство и ремесло, какими славились великие старухи „Малого", Панкова, например.
В „Лорке", которого в России сегодня ставят реже, чем прежде, кавказские театры нашли родные, понятные мотивы, понятную и близкую силу страстей, накал эмоций. Из Грозного на фестиваль приехал Чеченский молодежный театр „Серло". Ему досталась награда „За лучший дебют". Руководитель театра - женщина, Хава Ахмадова. Поставила пьесу своего мужа Мусы Ахмадова „Ушедший за саваном". Автор сам был похищен, а в середине 90-х сидел где-то в яме. То есть написал о том, что больно задело его самого.
Театр рассказывает о недавней истории Чечни. Герой, отправляясь за ссудой в банк, оказывается в стане повстанцев-сепаратистов. Это на их спектакле побывал однажды Кадыров и благодаря его участию театр получил государственный статус и, соответственно, финансирование. Но вот когда услышишь из уст молодой красивой женщины, худрука театра: „Лучше пусть идут в театр, чем в горы", - слова, произнесенные на обсуждении спектакля, тут же расхочешь говорить об отдельных недостатках спектакля.
На спектакле Ингушского театра полупустой зал. Перед театром несколько полицейских машин. Нашу машину тоже останавливают, пристально разглядывают каждого. Я снова проявляю неосведомленность, для хозяев, наверное, оскорбительную, но на Кавказе, это сразу чувствуется, с первой минуты и до последней, гостям прощается многое. Мне без кровавых подробностей напоминают о событиях 1991-1992 годов. Тут только понимаешь действительную ценность таких фестивалей. Конфликт ведь и по сию пору не считается урегулированным, а театр - уже может приехать. Да, с соблюдением чрезвычайных мер предосторожности. Из гостиницы после ужина труппу к автобусам провожал спецназ. Министры культуры Северной Осетии и Ингушетии, две красивые женщины, сидели рядом за одним столом.