Ситуация на Украине стала темой экстренных дебатов в Европарламенте. Приговор Юлии Тимошенко явно осложняет внешнеполитическое положение страны.
Европа и США наперебой напоминают украинским властям, что такое принципы демократии. Политизированным назвал дело и глава российского МИД. Сергей Лавров заявил, что легитимно действующий газовый контракт, который никогда не оспаривался в правовом смысле, не может стать поводом для решения суда.
До приговора Тимошенко этот палаточный городок был простым пикетом. За прошедшую ночь он не вырос в размерах, зато прибавил в статусе. Теперь временные постройки - часть всеукраинской акции сопротивления. Однопартийцы осужденной анонсировали ее накануне. По замыслу что-то подобное, видимо, должно возникнуть в каждом областном, а еще лучше районном центре страны.
- Будем стоять до победы, до победы!
Всех постоянных обитателей очага сопротивления журналисты уже знают в лицо. Их не становится больше. Подуставшие от уличной политики прохожие не готовы менять привычный уклад, вливаясь в ряды тех, кто третий месяц живет под тонким тентом. Новый Майдан все не собирается и вряд ли уже соберется. Умом это понимают даже в окружении Тимошенко. Больше надеются на парламентскую борьбу и новые поправки.
«Для нас важно убедить парламентское большинство рассмотреть их на следующей неделе. Важным аргументом является то, что президент в очередной раз сказал, что надо изменить УПК, который застарел», - говорит Николай Томенко, вице-спикер Верховной рады Украины, член фракции ''БЮТ-Батькивщина''.
Другой способ освободить Тимошенко (на него накануне тоже намекал Виктор Янукович) - апелляция. Адвокаты экс-прмьера уже получили на руки приговор и теперь делятся дальнейшей стратегией. Начнется она в украинских судах. На следующей неделе они идут в Апелляционный суд.
«Полгода прохождения процедур внутри Украины и будет возможность обращаться в Европейский суд. Это при лучшем развитии событий, если не будет принято разумных политических решений», - говорит адвокат Юлии Тимошенко Николай Сирый.
За юридическими нюансами продолжает угадываться и реальная подоплека произошедшего. Премьер Азаров ответил на вопрос о связи приговора Тимошенко и желании Украины пересмотреть газовые контракты. Связи украинский премьер не видит.
«Для нас этот вопрос чрезвычайной важности. Мы его ни с чем не связываем», - заявил Азаров.
За несколько часов до этого неназванный источник в украинском кабмине, наоборот, поставил в зависимость пересмотр действующего договора с вчерашним решением. Так кого все же судили в Печерском суде: Тимошенко или контракты?
Официальный Киев уже не раз заявлял, что, несмотря на недовольство ценой, всё же продолжит платить, и продолжает. Сам контракт стандартный, он легитимен до 2019 года (нелегитимные контракты не пересматривают, их несут в суд, но идти туда украинская власть уже расхотела).
Долгим досудебным следствием не была установлена и личная выгода самой Тимошенко. Да и осудили ее формально лишь за директивы, которые она давала тогдашнему руководству «Нафтогаза». А вот объявленные убытки в размере около 189 миллионов долларов повесили на Тимошенко. В профильном министерстве уже придумали, как эти деньги потратить.
«Мы будем выполнять решение суда и, если деньги поступят в НАК "Нафтогаз", они будут выплачены за поставки газа», - заявляет Юрий Бойко, министр энергетики и угольной промышленности Украины.
Этих денег Украине при сентябрьских объемах закупок российского газа и нынешней его цене хватит на 6 дней. В общем, экономический эффект от приговора Тимошенко ничтожен. Эффект политический - скорее опасен. И дело не только в реакции из России, Америки или Европы.
Победивший на выборах отправляет за решетку своего главного конкурента - случай для мировой политики практически беспрецедентный. В политике украинской до истории с Тимошенко была традиция - тюрьмой друг друга пугали, а если кого и сажали, то ненадолго. Значит ли приговор экс-премьеру, что традиция изменилась? И если да, то что тогда вообще делать с выборами? Ведь рано или поздно у победивших на них будут другие имена и свои списки обид.