|
Сегодня в «Мыстецьком арсенале» начнется XXIX украинская неделя pret-a-porter Ukrainian Fashion Week (UFW). При этом Ирина Каравай и Ольга Громова не стали ждать официального открытия главного подиума страны и представили свои коллекции еще во вторник - в рамках UFW, но в альтернативном формате. Рассказывает МАРИЯ ХАЛИЗЕВА.
Дизайнеры - люди творческие и беспокойные, им свойственно искать нелегкие пути и непротоптанные дорожки к зрителю и признанию. Ирина Каравай к дизайнерскому труду относится очень трепетно и расстраивается, когда ей не удается донести до публики на традиционном дефиле все идеи, вложенные в коллекцию. Поэтому в нынешнем сезоне она решила опробовать вариант камерной салонной презентации, на которую пригласила клиенток марки, потенциальных байеров и представителей прессы.
К приходу гостей в шоу-руме Karavay (именно так называется марка после расставания Ирины Каравай с компанией Nota Bene) приготовили небольшую, на два десятка единиц, коллекцию, посвященную романтике и сладостям - тортам, капкейкам, птифурам, безе, маршмеллоу и прочим нелегким калориям. Платья, блузы, юбки и легкие плащи - все вещи прямого чистого силуэта - приняли на себя декоративную нагрузку в виде лент, бантов, шитья, аппликаций и кристаллов Swarovski. К теме сложных углеводов отсылали цвета и фактуры - кремовые и сливочные полированные льны, нежно-лимонный и мятный, немного зернистый шелк, бархатистая ultrasuede цвета молочного шоколада, металлизированная плащевка бронзового оттенка оберточной фольги. Розочкой на многоярусном торте весенне-летней коллекции стали солнцезащитные очки в деревянной оправе с резьбой по мотивам узоров свадебных караваев.
Устроительница этого немного китчевого девичьего праздника проводила увлекательные экскурсии по каждой вещи: вдоль фигурных швов и затейливых вытачек, по тропинкам вышитых пожеланьиц, похожих на татуировки, по краю плиссированных подъюбников. «Ой, какая у вас здесь застежка интересная!» - «Это у нас штанга для пирсинга вместо пуговиц». Если вслед за классиком предположить, что счастье - это когда тебя понимают, то Ирина Каравай после этой презентации должна быть счастлива, ведь она рассказала о своей новой коллекции абсолютно все так, что вопросов не осталось - одни «охи» и «ахи».
Ольга Громова, представившая свою коллекцию тем же вечером в одном из павильонов ВДНХ, тоже сказала, кажется, все. Во-первых, этот ее показ был объявлен прощальным - дизайнер собирается все же отбыть на ПМЖ в США. Во-вторых, коллекция была частью арт-проекта, подготовленного совместно с классиком украинского трансавангарда Георгием Сенченко, вдохновленного идеями французского философа Жана Бодрийяра и приуроченного к выходу украинского перевода его «Фатальных стратегий». В-третьих, после дефиле Ольга Громова уверенно предсказала смерть моды как искусства и превращение ее в механизированную индустрию по производству одежно-аксессуарного минимума, в которой человеческие руки заменит компьютер.
В этот вечер по подиуму прошлись модели в вечерних платьях, на создание которых дизайнера вдохновила архитектурная бионика - наука, изучающая, условно говоря, законы конструирования природой тел живых организмов. Строгие платья-колонны, декор которых напоминал не то технику китайского искусства вырезания из бумаги «цзяньчжи», не то снежинки из салфеток, навевали устойчивые ассоциации со строениями Сантьяго Калатравы, а именно - со скелетом доисторического животного, на который похоже здание Музея наук в валенсийском Городе науки и искусств. И вместе с тем они беззастенчиво рифмовались с белыми колоннами павильона машиностроения, выстроенного в лучших традициях помпезной советской эклектики.
Те из зрителей, у кого не перехватило дыхание от этих архитектурных перекличек, гарантированно перестали дышать в финале показа, когда за задником сцены обнаружился живой огонь, и в него полетели эти самые платья. Символизировало ли это кострище крематорий для преходящих ценностей или Геенну огненную для рабов гламура, каждому из свидетелей происшедшего пришлось решать самостоятельно (Бодрийяр им в помощь). А коллекция в итоге останется только в памяти видевших ее и на снимках документации модного арт-перформанса, которая выйдет отдельным каталогом.
| |