|
«Труд-7» решил узнать о том, что составляет счастье Ильи Резника, - и отправился к нему в гости
«Смотри, барин пошел!»
- Вы знаете, что за глаза вас называют барином? Как относитесь к такому «званию»?
- Меня так звали поклонники Аллы Борисовны. Было время, когда толпы фанатов стояли на Брестской улице у дома Пугачевой. Когда я проходил мимо, за моей спиной раздавалось: «Барин, барин пошел!» У всех, кто писал для Аллы, работал с ней, были свои имена, данные нам поклонниками Примадонны.
- Знаю, что у вас с Аллой Борисовной были непростые времена в вашей творческой дружбе.
- Мы с Аллой иногда обижались друг на друга, не разговаривали по году. Таких размолвок у нас было две-три.
- А сейчас, если не секрет, какие у вас отношения?
- У нас все нормально. Когда были мои юбилейные гастроли в Киеве, там участвовали Пугачева, Лайма, Ира Аллегрова. Зрители даже двери сломали, так хотели попасть в зал. Как в старые добрые времена! А потом мы ехали в вагоне Аллы (у нее был прицепной вагон), ели вкусные вещи - шинку, сало, бастурму. Хоть на ночь и нельзя наедаться, но мы были такие голодные после сложного концерта... И до трех ночи играли в нарды.
«Много лет я в черных списках»
- Ленинград - трагическая страница в истории нашей страны. Знаю, что у вас этот город вызывает щемящие воспоминания...
- Конечно, Ленинград оставил глубокий след в моем сердце - два года я был в блокаде. Когда жил в Питере, конечно, был патриотом этого города. Но у меня там была очень сложная жизнь: Мой первый сольный концерт с участием Эдиты Пьехи, Иры Понаровской, Сережи Захарова даже не разрешили назвать на афишах творческим вечером Ильи Резника. Просто - эстрадный концерт. Потом мне сказали, что я, Женя Мартынов и некоторые другие авторы были в черных списках.
- Постойте... Разве Резник писал что-то антисоветское?
- Не в этом дело. Сейчас мы все говорим о какой-то мафии в России. А раньше мафия была на уровне Союза писателей и Союза композиторов. На фирме «Мелодия» нашу с Паулсом песню «Старинные часы» год не пропускали.
- Сколько вами в общем сложности написано книг? Я пыталась посчитать и сбилась...
- Я и сам не считал. Первая книжка у меня вышла в 1969 году. Потом были уже песенные сборники. В последний период жизни много пишу для детей. «Почему на синем небе золотые облака?», «Сага о датском пирожке». По распоряжению министра обороны печатается большой тираж поэмы для детей младшего возраста «Где служить?». Я сказал: «Не надо мне гонорара, пусть дети знают, что такое армия, какие бывают войска». Интересная судьба у "Квадрата четверостиший". Я написал 600 четверостиший. Провели фокус-контроль. 20 рукописей напечатали и раздали людям разных сословий, сказав: «Вычеркните те стихи, которые вам не нравятся». Осталось 314 - тех, что ни один человек не убрал. Получилась книга, за которую не стыдно.
«А кабинета и нету»
- Эльдар Рязанов сказал в своем фильме «Служебный роман»: «У природы нет плохой погоды». И тем не менее многих поэтов вдохновляет на творчество определенное время года или место пребывания.
- Когда есть вдохновение, идея, мне все равно, слякоть за окном или вьюга... А вот жару не люблю. В жаркое, расслабленное время плохо работается. Хотя на Кипре хорошо писалось. Все зависит от состояния души, а не от погоды.
- Эрнест Хемингуэй писал стоя за специальной конторкой, Марина Цветаева - в любимом кресле. А у вас есть любимое творческое место?
- Я всю жизнь мечтал о своем уголке. «В тиши кабинета, которого нету». У меня все время была эта проблема-то на кухне писал, то в спальне. Так получилось, что работаю в основном ночью в кровати. Рядом столик стоит. Редактирую уже в уме - мало вычеркиваю.
- Вы подолгу пишете, редактируете свои стихи? Муки творчества Илье Резнику знакомы?
- Я не понимаю тех авторов, кто годами одну строку пишет. Как сказал один мой знакомый писатель: «Талант сочиняет, потея, а гений ворует у Бога». Поэтому надо подворовывать, конечно. Когда я написал свою первую повесть «Тяпа не хочет быть клоуном», Радий Погодин (замечательный ленинградский писатель) сказал: «Девять дней работал? Ты что, с ума сошел? Ради Бога, говори, что два года писал». Это большевистский принцип: надо преодолевать, потеть. А я говорю о том, что стихи пишу радостно, а не издаю всхлипы, не бью себя в грудь, рассказывая о муках творчества. Поэзия - это счастье!
«Две звезды» гениальны!
- Помню, вы возглавляли жюри в популярном телешоу «Две звезды». Многие артисты обижались на оценки судей... Какие у вас остались впечатления от работы?
- Я считаю, что «Две звезды» были гениальным проектом! Все участники раскрылись необычайно. В эстрадных артистах, которые были зашорены своими шлягерочками, вдруг открылись иные грани. Наши исполнители получили замечательный классический материал советской эстрады, прекрасную музыку, светлые стихи: «Темная ночь», «Чистые пруды». Старшее поколение жюри - мы с Барбарой Брыльской - иногда давали слабину, плакали, слушая эти песни... Я узнавал о том, кто что будет исполнять, за пять минут до начала программы. Поэтому меня смешил частый вопрос: «А сколько времени вы готовили свои знаменитые импровизации?» Говорю: «Пять лет ушло на эти четыре строчки». На самом деле стихи рождались за те минуты, пока артисты пели. Это был кураж. Только один раз у меня произошел сбой, когда я не успел: написал «Жасмин - цветок благоуханный» и застрял на этой строчке. Я могу с любовью говорить практически обо всех участниках проекта: Диана Арбенина, Тамара Гвердцители, Дмитрий Дюжев... Евгений Дятлов - и актер прекрасный, и певец замечательный. Я очень хотел, чтобы он выступил на моих юбилейных вечерах, но Женя улетел в Австралию. Я бы с удовольствием написал стихи актерам, которые участвовали в "Двух звездах", если бы они обратились ко мне. Подарил бы им песни.
- Даже так? Действительно подарили бы?
- Что значит «даже»? Я подарил все патриотические песни, которые написал: «Служить России», «Тревожный вальс», гимны прокуратуры и президентского полка, «Против Третьей мировой». С детскими песнями - та же история.
- Просто артисты часто жалуются: мол, поэты и композиторы дорого берут за хорошую песню...
| |