|
Итальянский еврей, воспевший Париж. Его чувственный, словно бархатный, голос проникал в сердца миллионов слушателей, перенося их в пьянящую атмосферу французской столицы.
Эдит Пиаф, Симона Сеньоре, Мэрилин Монро - самые роскошные женщины ХХ века одаривали его своей любовью. Сегодня, 13 октября 2011 года исполнилось 90 лет со дня рождения знаменитого шансонье и актера Ива Монтана. Отпрыск бедной еврейской семьи, вынужденной по причине зарождавшихся в Италии фашистских настроений эмигрировать во Францию, Иво Леви с детства бредил кинематографом. Отец семейства, исповедовавший коммунистические взгляды, так и не сумел прижиться на новом месте и обеспечить детям хорошее образование, в результате чего Иво уже в 11 лет пошел работать на завод. Но вокальный и артистический дар стремительно привели худощавого молодого человека на сцену. В 17 лет, успев побывать в шкуре заводского рабочего, шофера, грузчика и парикмахера, Леви впервые выступает перед публикой под псевдонимом Ив Монтан («Ива, монта» («Иво, домой!»), - так мать звала его домой в детстве).
Решающую роль в вокальной карьере Монтана сыграла легендарная Эдит Пиаф. Волею случая заприметив одаренного юношу, она щедро поделилась с ним своим мастерством и помогла сформировать собственную неповторимую манеру пения - рассказа. Став спутником Пиаф не только на эстраде, но и в частной жизни, Ив Монтан на протяжении их двухлетнего романа превратился из начинающего певца в популярнейшего зрелого исполнителя с собственным богатым репертуаром. Незадолго до расставания, неизбежность которого ощущалась перед каждым выходом дуэта на сцену (когда Монтан начинал невольно затмевать великую певицу), Пиаф успела познакомить своего протеже с известным кинорежиссером Марселем Карне, чей фильм «Врата ночи» (1946) стал дебютом Монтана в кино.
В 1949 году состоялась судьбоносная встреча актера с Симоной Синьоре - актрисой и спутницей жизни Монтана на протяжении 35-ти лет. Вместе они провели много счастливых часов не только в жизни, но и на экране, став одной из самых востребованных пар европейского кино. Но отношения Монтана и Сеньоре претерпели и серьезные испытания. В 1960 году во время съемок в Америке фильма Джорджа Кьюкора «Займемся любовью» у актера завязался роман с его обольстительной партнершей Мэрилин Монро. Последствием измены мужа, ставшей крупной добычей для прессы, стали несколько лет, которые Симона Синьоре, по словам ее дочери, провела в компании Johnny Walker’a (популярный сорт виски). Но вскоре американский роман Монтана закончился, и отношения супругов возобновились, хотя и не без потерь.
Всю свою жизнь Ив Монтан успешно совмещал работу в кино с выступлениями на эстраде. В годы союза с Эдит Пиаф и позже сцена притягивала его сильнее. 60-е -70-е принесли ему большой успех в кино, отодвинув карьеру певца на второй план. Высокую оценку получила его работа в фильмах «Убийца в спальном вагоне» (1965) и «Дзета» («Z») (1969) Коста Гавраса, «Война окончена» (1966) Алена Рене, «Жить, чтобы жить» (1967) Клода Лелюша, «Красный круг» (1971) Жана-Пьера Мельвиля и других. Позднее артиста вновь потянуло на эстраду к его излюбленным песням - историям.
Некоторый диссонанс в его личность вносили политические взгляды Монтана. Долгое время сын члена компартии Италии он придерживался «левых» взглядов, с интересом относился к политическому строю СССР и даже принял приглашение посетить с гастролями Советский Союз в разгар венгерских событий 1956 года, чем вызвал серьезную критику со стороны французских властей. Визит артиста в СССР, где его принимал сам Хрущев в Кремле, а концертные залы ломились от желающих лицезреть вживую звезду из Франции, мировой общественностью был воспринят как проявление политической солидарности с действиями советского правительства. Однако после гастролей по восточноевропейским странам, когда Монтан своими глазами увидел, как живут в странах развитого социализма, его коммунистические идеалы начали угасать. А в 1968 году после вторжения войск пяти стран Варшавского договора в братскую Чехословакию актер и вовсе отказался от своих прежних взглядов.
Но если попытаться взвесить на весах все достижения Монтана, то наибольший вес безусловно будет иметь его музыкальная карьера. Исполненные им с особым только ему присущим магнетизмом песни «Под небом Парижа», «Опавшие листья», «О, Париж!» и многие другие сделали Ива Монтана одним из узнаваемых символов культуры Франции и французского стиля жизни.
| |