|
Изменение миграционных путей перелетных птиц может серьезно осложнить работу уфимского аэропорта и не только его. Птица, попавшая в турбину самолета, способна привести к отказу двигателей.
Главная причина происходящих изменений, по мнению специалистов, связана с неправильным ведением сельского хозяйства в регионе. Речь, в первую очередь, идет о многочисленных садах, сельхозугодьях и искусственных водоемах, расположенных как вблизи аэропорта, так и вне его.
- Любые изменения в сельском хозяйстве серьезно влияют на состояние животного мира в целом. Наиболее сильно - на динамику миграции птиц. Как правило, в каждом саду люди сажают вишню, черемуху, то есть все то, что привлекает птиц. Обратите внимание: раньше в республике редко встречались дубоносы. Сейчас же они для нас чуть ли не самые обычные птицы, почти как скворцы, - рассказал агентству «Башинформ» кандидат биологических наук, орнитолог, заведующий зоологическим музеем Башкирского государственного университета Виктор Валуев.
- То же самое касается миграции так называемых водно-холодных птиц. До недавнего времени для нашего региона чайки большие белоголовые были редкостью, - продолжает Валуев. - Размах крыльев у них - полтора метра, как у гуся. На озерах их теперь по 500-600 особей обитает. Кроме того, что они являются хищниками, такие чайки представляют серьезную угрозу, причем не только для авиалайнеров. Могут вообще оккупировать всю территорию. Эти птицы опасны также и тем, что они питаются не только рыбой и млекопитающими, например, мышами, но и кормятся на свалках. Так что в этой миграции виноват прежде всего сам человек.
Между тем, как сообщил агентству «Башинформ» инженер по орнитологическому обеспечению безопасности полетов Международного аэропорта «Уфа» Азат Кильдебеков, судя по последним наблюдениям, основные миграционные пути перелетных птиц не изменились.
- Локальное нашествие птиц на территорию аэропорта, конечно, возможно. Такую угрозу исключать нельзя. Вместе с тем, грачей, по нашим наблюдениям, в этом году было меньше, чем обычно. Пока не знаю, оправдаются ли прогнозы специалистов относительно миграции серых гусей, чей маршрут отклонился от привычного курса на 300 километров и поэтому теперь, якобы, может пролегать над территорией нашего аэропорта. Могу лишь сказать, что мы во всеоружии, и в случае необходимости, можем прибегнуть к методам оперативного отпугивания птиц, - подчеркнул Азат Кильдебеков.
Так, только в этом году на территории аэропорта были установлены 10 современных механических зеркальных птицеотпугивателей, в процессе вращения создающих блики. Для отпугивания птиц используются также специальные хлопушки, сигнальные ракеты и акустические установки, имитирующие тревожные крики коршуна. Другое дело, что птицы достаточно быстро ко всему привыкают, поэтому так важно постоянно обновлять «отпугивающий» арсенал.
Среди мер, направленных на снижение привлекательности для птиц прилегающей к аэропорту территории, можно назвать регулярный мониторинг по выявлению несанкционированных свалок в радиусе 15 километров. Кроме того, проводятся мероприятия по уничтожению грызунов, скашивается высокая трава, вырубаются кустарники. Все это делается для того, чтобы кормовая база для птиц была минимальной.
Однако запретить засеивать прилегающие к аэропорту поля сельхозкультурами, привлекательными для птиц, сотрудники аэропорта не имеют права. В их полномочиях лишь рекомендовать проводить уборку урожая в ночное время, чтобы не было скопления птиц на поле и рядом с ним.
То же самое касается садов и приусадебных участков, расположенных в районе аэропорта, на которых растут плодовые кустарники и деревья. Запретить их хозяевам выращивать ту же вишню или черемуху практически невозможно. По крайней мере, сегодня.
- Первое, что необходимо сделать и что требует немалых денег, - это исследовать миграционные пути, а также проанализировать расположение водохранилищ, прудов, садов и полей. Нужно отвлекать птиц, уводить перелетные стаи в сторону от аэропортов.
Создавать для них мелкие водоемы, запускать туда рыбу, засевать поля привлекательными для них культурами. Понятно, что это работа не одного дня и даже не одного года. У нас такая работа, к сожалению, совсем не ведется, а необходимость в этом назрела уже давно. Особенно, если учесть что в республике развивается малая авиация, появляются новые, пусть небольшие аэропорты. Поэтому так важно устраивать отвлекающие маневры, повышать меры безопасности авиапассажиров.
| |