|
Этический кодекс украинского учителя эксперты называют рецидивом советских подходов к педагогике
Национальная экспертная комиссия Украины по вопросам защиты общественной морали разработала проект документа, главной целью которого должно стать определение основных принципов профессиональной этики украинских учителей. Принять его планируется после обсуждения в рамках ІІІ Всеукраинского съезда учителей, который пройдет 28 октября.
В самом проекте кодекса отмечено, что «соблюдение норм морали и профессиональной этики приобретает в деятельности учителя особое значение, поскольку педагогическая деятельность имеет прямое отношение к будущему жизни человека в обществе, его физического, психического и духовного здоровья». Документ должен урегулировать отношения между учителями и учениками, а также между самими педагогами. В частности, кодекс определяет этические принципы участия учителя в общественной жизни, поддержания профессиональной компетентности и оплаты труда. Контролировать же его выполнение должны специальные комиссии, состоящие из 2 представителей администрации учебного заведения и 5 представителей трудового коллектива, делегированных на общем собрании. Судя по всему, комиссии эти станут своеобразной «полиций нравов». В случае нарушений к педагогам предложено применять дисциплинарные, административные и другие юридические санкции.
Но на поверку основная часть текста оказалась сводом общепринятых моральных норм, перелицованных применительно к педагогам. Ведь, к примеру, пункт «в своей деятельности учитель придерживается принципов общечеловеческой и профессиональной морали, он честен и безоговорочно предан своим обязанностям» подходит представителям абсолютно всех профессий. Согласно проекту кодекса, учитель должен отвечать за физическую, эмоциональную и духовную защиту своих учеников, уделять воспитанникам столько времени, чтобы они на надлежащем уровне поняли и усвоили учебный материал. Педагогу непозволительно поднимать голос, ругаться, проявлять авторитаризм и категоричность, употреблять алкоголь и курить. Ведь он «открывает ученику радость общения: радость совместного познания, совместного труда, игры, отдыха». Кодекс изобилует тезисами, словно списанными с советских учебников, а упоминание о том, что учитель «развивает веру в своих воспитателей, веру в своих товарищей и веру в людей» и вовсе смахивает на цитату из морального кодекса строителя коммунизма.
Недаром директор Центра образовательного мониторинга Павел Полянской в интервью «Комментариям» отметил: «Этот документ, на мой взгляд, является ничем иным, как рецидивом советских подходов к общественной жизни, в том числе и к педагогике. Вопросы учебно-воспитательных взаимоотношений законодательно урегулированы, в том числе, в законах четко прописаны требования к моральным качествам педагога». Такие документы, по мнению Полянского, не имеют рецептуры решения проблем. Они лишь констатируют их и содержат благие призывы.
Что же касается возможных последствий нарушения кодекса, то директор Центра образовательного мониторинга уверен: наказать неугодного учителя не получится. «Трудовые отношения между наемным сотрудником и работодателем регулируется Кодексом законов о труде. Этический кодекс - это очередной, абсолютно никому не нужный документ. И нарушение его не может повлечь за собой никаких юридических последствий».
Адвокат Клим Братковский в интервью «Комментариям» отметил, что в законодательстве, регулирующем деятельность образовательной отрасли, нет ни единого упоминания о кодексе. А значит, с точки зрения юриспруденции его просто не существует. «Кодекс, скорее, носит морально-воспитательный характер. Но в этом тоже есть польза, ведь его нормами можно будет пользоваться при выяснении спорных вопросов между педагогами и учениками», - уверен адвокат.
Однако Братковский допускает, что документ все же может стать «карающим мечом»: в Кодексе законов о труде Украины отмечено, среди прочего, что дополнительным условием для расторжения трудового договора может стать «совершение работником, выполняющие воспитательные функции, аморального поступка, несовместимого с продолжением данной работы». А растолковать, что такое «аморальный поступок», поможет именно этический кодекс учителя.
Впрочем, эксперты, опрошенные «Комментариям», уверены: никаких серьезных изменений после принятия кодекса не произойдет. Ведь в Украине давно уже действуют этические кодексы ученого, фармацевта, врача, госслужащего, журналиста, рекламиста и даже риэлтора. Только вот эффективность их весьма сомнительна. «Я никогда не видел в глаза этический кодекс рекламиста, - говорит креативный директор рекламного агентства Tabasco Александр Смирнов. - Этических и моральных кодексов придерживаются независимо от того, изданы они в книжке или подписаны какой-нибудь национальной комиссией. Этика она либо есть, либо ее нет».
И юристы, и рекламисты, и эксперты в области образования не исключают, что документ принят исключительно ради имитации бурной деятельности Нацкомиссии. «Тем, кто его создавал, нужно было объявить, что они создали очень важный, давно ожидаемый обществом документ, без которого не могли жить ни ученики, ни родители, ни учителя», - говорит Полянский. «Я думаю, что это очередное ханжество, которое исходит из министерских стен, чтобы хоть как-то подтвердить свое существование», - вторит ему Смирнов.
Между тем, директор Центра образовательного мониторинга отмечает: «Вместо того, чтобы "осчастливливать" учителей такого рода "кодексами", лучше бы разработали Кодекс о достойной зарплате и социальной защите педагога. Тогда и в педуниверситеты пойдут высокоморальные люди, и в школы». Однако государству легче принять этический кодекс, чем сдержать обещание по выплате всем педагогам надбавки в размере 20% должностного оклада. А ведь добросовестный и высокоморальный педагог с приличной зарплатой вряд ли будет нуждаться в каком-либо этическом кодексе, спущенном сверху.
| |