|
В случае ЧП многие пострадавшие после шока впадают в растерянность, в то время как для исправления ситуации нужно действовать максимально быстро и четко.
Рассматриваем алгоритм: как грамотно себя вести, чтобы восстановить жилье после потопа с наименьшими затратами времени и нервов.
«Алло, диспетчерская!»
Для жителей Москвы план действий расписан в Положении о порядке проведения ремонта, связанного с повреждением жилого помещения (приложение 2 к приказу Управления городского заказа Правительства Москвы № 55-48/1 и Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы № 5-37/1 от 12 марта 2001 года). В большинстве других регионов существуют аналогичные акты местных властей. Их реквизиты и содержание можно узнать в инстанциях, ведающих вопросами ЖКХ в вашем населенном пункте. Как отмечают эксперты, все эти правила построены на общих принципах, опираются на положения федерального жилищного законодательства, поэтому очень схожи. Так что московские нормы в любом случае вам пригодятся - как минимум для ориентировки.
Обнаружив, что жилье затоплено, первым делом нужно позвонить в диспетчерскую службу организации, управляющей жилым домом. Это может быть ТСЖ, частная управляющая компания, либо - в большинстве случаев в Москве на сегодня - ДЕЗ (в других регионах также ЖЭУ, РЖУ и проч.). Оператор должен незамедлительно выслать работников, которые примут срочные меры по устранению аварии и составят акт залива квартиры.
Совет: оставляя телефонную заявку в диспетчерской, запишите время вашего обращения, номер заявки и ФИО принявшего оператора. Это может пригодиться для защиты прав в дальнейшем, в том числе, если аварийная бригада где-то надолго застрянет, не добравшись до вас.
Акт первый
По правилам прибывшие работники ДЕЗ должны составить акт в произвольной форме в трех экземплярах - часто его называют «акт залива квартиры». Проследите, чтобы в этом документе обязательно были указаны следующие важные данные:
1) причина повреждения жилья (например, прорыв трубы у соседей сверху);
2) объем причиненного ущерба. Совет: добивайтесь, чтобы повреждения вашего жилья были описаны максимально подробно: потолок, стены, полы, мебель, техника, ковры и проч. Все это может быть оформлено на отдельном листе бумаги под названием «Дефектная опись»;
3) вывод о действиях (бездействии), которые привели к повреждению жилого помещения, а также лице (организации), совершившем эти действия.
Обратите внимание: составители акта обязаны указать в нем предполагаемого виновника затопления. Именно этому лицу (организации) нужно будет адресовать свои претензии и требования возместить ущерб.
Виновным лицом обычно указывают либо кого-то из самих жильцов квартиры, из-за действий (бездействия) которых случилась протечка, либо соседей, либо жилищно-эксплуатационную организацию, обслуживающую дом. Последний вариант имеет место, когда работники управляющей организации (ДЕЗ, ТСЖ) приходят к выводу, что залив случился из-за ненадлежащей установки, содержания и эксплуатации внутридомового оборудования, коммуникаций и проч. Проще говоря, из-за халтурной работы слесарей-сантехников и других сотрудников жилищно-эксплуатационной организации.
Имейте в виду: по правилам при осмотре квартиры и составлении акта должны присутствовать как пострадавшие, так и виновники протечки. Готовый акт подписывается представителями обеих этих сторон, а также заверяется подписью и печатью главного инженера управляющей компании (ДЕЗ, ТСЖ). Если виновник отказывается ставить подпись, ничего страшного: этот факт просто указывается в акте перед подписями остальных лиц, участвующих в осмотре квартиры.
Экземпляры акта залива распределяются так: по одному выдается владельцу пострадавшей квартиры и виновнику протечки, и один остается на хранение в управляющей организации (ДЕЗ, ТСЖ и т.п.).
Даешь оценку!
Следующий шаг - оценка причиненного ущерба. Большинство граждан даже не догадывается, что правила (см. нормативный акт, указанный выше) предписывают жилищно-эксплуатационной организации БЕСПЛАТНО составить расценочную опись по просьбе пострадавших жильцов. Этот документ оформляется на основании акта о заливе - исходя из зафиксированных в нем повреждений.
Если ДЕЗ пытается вас «отфутболить» либо требует деньги за оценку ущерба, придется обращаться в независимую оценочную организацию. Расходы на ее услуги можно будет также включить в сумму убытков.
Совет: перед тем, как вызывать платного оценщика, попробуйте договориться о мирном решении вопроса (ремонте пострадавшего жилья) с соседями или жилищно-эксплуатационной организацией, если она указана виновником в акте залива. Убедительным аргументом нередко становится отправка виновнику телеграммы-уведомления с датой, на которую назначен приход оценщика. Это, с одной стороны, свидетельствует о серьезности намерений пострадавшего. С другой стороны, виновник осознает, что ему придется тратиться еще и на возмещение платы за оценку.
Если мирные переговоры не помогли и виновник отказывается возмещать убытки добровольно, придется обращаться в суд.
Анна Добрюха
| |