|
КИЕВ. 14 октября. УНН. Венецианская комиссия утвердила свое заключение № 635 по законопроекту о выборах народных депутатов Украины. В заключении указываются положительные стороны законопроекта, вместе с тем содержится ряд предложений и замечаний. Об этом УНН сообщили в пресс-службе С. Кивалова.
На заседании Комиссии выступил народный депутат из фракции Партии регионов, председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам правосудия Сергей Кивалов, который отметил, что начиная с выборов 2002 года, законодательный акт о каждых выборах в парламент Украины в обязательном порядке проходит экспертизу в Венецианской комиссии.
«Эта добрая традиция благотворно влияет и на качество избирательного законодательства Украины, и на содержание судебной практики, где систематически цитируются и выводы непосредственно по Украине, и общие выводы Комиссии, такие как Кодекс надлежащей практики в вопросах выборов 2002 года. В сегодняшнем заключении дается оценка уже третьему по счету законопроекту, который призванный урегулировать проведение парламентских выборов в Украине в 2012 году (до этого были законопроект № 3366 2009 года, проект Избирательного кодекса Украины). Все это положительно сказалось на качестве оцениваемого законопроекта: большинство традиционных замечаний Венецианской комиссии в нем уже учтены», - сказал С. Кивалов.
По его словам, даже многие новые замечания Комиссии в проекте Заключения № 635 - уже учтены Украиной.
«Несколько дней назад Комиссии передали новый текст проекта избирательного закона, который уточнен в соответствии с рекомендациями Комиссии. Хочу подчеркнуть, что это новый уровень нашего сотрудничества, когда на основании проекта Заключения Комиссии дорабатывается соответствующий законопроект, и до момента утверждения Комиссией своего заключения, большая часть предложений уже учтена», - отметил С. Кивалов.
Он сообщил, что часть предложений касаются:
- публикации всех решений окружных избирательных комиссий на официальном сайте в сети Интернет;
- обнародование в том же порядке всей информации, которая подается кандидатами в депутаты при регистрации;
- уточнение критериев разграничения избирательных округов в соответствии с административно-территориальным устройством государства;
- снято препятствия к членству в избирательных комиссиях для ранее судимых граждан, кроме тех, которые совершили тяжкие преступления и преступления против избирательных прав граждан;
- уточнен порядок распределения между кандидатами эфирного времени в теле-и радиовещании за государственный счет;
- исключено требование к организациям иностранных наблюдателей согласовывать с ЦИК свои совместные акции,
- уточнены полномочия официальных наблюдателей пресекать нарушения избирательной процедуры исключительно разрешенными законом способами,
- разрешение официальным наблюдателям вести кино-и фотосъемку на избирательных участках ограничено целью исключительно зафиксировать нарушение,
- разрешено оплату со счетов кандидатов ранее выставленных счетов накануне дня голосования.
«Однозначно не были учтены только те замечания, которые прямо противоречили бы нормам Конституции. Это касается пункта 24, где рекомендуется исключить требование к кандидатам проживать на территории государства в течение последних 5 лет, и пункта 16, которым рекомендуется разрешить баллотироваться кандидатам, которых обвиняют в совершении преступлений средней и меньшей тяжести. В этом отношении, статья 76 Конституции четко запрещает баллотироваться и быть избранным всем без исключения кандидатам, осужденным за совершение умышленных преступлений, что отражено в тексте Заключения», - сказал политик.
Он отметил, что та же статья Конституции устанавливает и 5-летнее требование к проживанию, и вот этот момент в тексте Заключения упущен.
«Наконец, совершенно верно в пункте 22 сказано что, цитирую: "выбор избирательной системы является суверенным правом каждого государства". Смешанная избирательная система - как и любая другая, может быть выбрана Украиной, но точно не является украинским изобретением. Она сначала была применена на выборах в Бундестаге, нижней палаты Парламента Федеративной Республики Германия, одного из членов-основателей Совета Европы, применяется в Великобритании - другого члена нашей организации, применялась также в Италии и Венгрии - и это все развитые демократии с сильными традициями защиты избирательных прав. Хочу обратить Ваше внимание: разработка этого законопроекта изначально шла в режиме тесного контакта и сотрудничества с институтами гражданского общества, организациями неправительственного сектора и различными политическими силами. В состав рабочей группы входят только 2 члена Парламента от большинства, зато 4 - от ключевых оппозиционных политических партий и блоков (БЮТ, НУ-НС), причем именно представители оппозиции во многом определяют содержание законопроекта, поскольку специализируются по избирательному праву», - рассказал Кивалов.
Он напомнил, что в состав комиссии входят авторитетные ученые, которые не имеют партийной принадлежности, и представляют гражданское общество.
| |