|
ВАШИНГТОН, 14 октября. Через 25 лет после советско-американского саммита в Рейкьявике вопрос о запрете ядерного оружия до сих пор остается на повестке дня. Нынешним государственным деятелям, «не хватает отваги и видения» и, как следствие, взаимного доверия, пишет в статье для Die Welt один из участников той встречи, бывший советский лидер Михаил Горбачев.
«Рейкьявик доказал, что смелость окупается. Условия для достижения соглашения о разоружении в 1986 году были как нельзя более далекими от благоприятных. Тем не менее, нам с Рейганом путем длительных контактов и личного взаимодействия удалось создать конструктивный климат... Несмотря на все наши расхождения, мы с Рейганом разделяли убеждение, что цивилизованным странам не пристало выстраивать свою безопасность вокруг и на основе этого варварского оружия», - вспоминает автор.
Нынешним государственным деятелям, по мнению Горбачева, «явно не хватает отваги и видения» и, как следствие, взаимного доверия. Он удивляется, почему глобальный финансовый кризис и авария на АЭС «Фукусима-1» не стали для них таким же катализатором для инициатив, каким в свое время послужила Чернобыльская катастрофа.
«Критики изображают ядерное разоружение в лучшем случае как нереалистичную, а в худшем - как опасную утопическую мечту. Они указывают на "долгий мир" в период холодной войны, который, дескать, доказывает, что атомное устрашение является единственной возможностью предотвращения масштабной войны», - цитирует слова автора InoPressa.
Как «бывший главнокомандующий», Горбачев «решительно отвергает» эти доводы, называя ядерный потенциал «крайне жестоким и нестабильным средством обеспечения мира».
Если не довести разоружение до логического завершения, дело непременно дойдет до боевого применения ядерного оружия, предостерегает бывший генсек. Он подчеркивает, что речь должна идти о «всеобщем атомном разоружении», что «дискриминационная система, подразделяющая страны на ядерные и безъядерные», не имеет права на существование «как с политической, так и с финансовой» точек зрения.
Первым шагом могла бы стать ратификация Соединенными Штатами Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). «Пришло время Обаме выполнить свое обещание, данное в 2009 году в Праге, пойти по стопам Рейгана, показать себя большим мастером убеждения и склонить американский Сенат к тому, чтобы формально распространить действие ДВЗЯИ на Америку», - призывает политик.
Подытоживая сказанное, Горбачев пишет, что атомная бомба, подобно «цепям работорговца и горчичному газу», должна оказаться в «музее былых зверств».
| |