|
Художник Михаил Нестеров вспоминал: «Я узнал Левитана юношей, каким тогда уже был и сам. На редкость изящный, элегантный мальчик-еврей... Молодой Левитан обращал на себя внимание и тем, что тогда уже слыл в школе за талант».
Сегодня исполняется 150 лет со дня рождения Исаака Левитана - одного из величайших русских художников, непревзойденного мастера пейзажа.
Исаак Левитан родился в бедной еврейской семье в небольшой деревушке, расположенной на территории современной Литвы. В начале 1870-х годов в поисках лучшей жизни его семья перебралась в Москву, где 13-летний Исаак вслед за старшим братом поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Он учился у лучших мастеров своего времени: Петрова, Поленова, и Саврасова, для которого Исаак стал любимым учеником. После смерти родителей Левитан фактически жил в нищете, ему часто негде было ночевать, и тогда он спал в училище.
Художник Михаил Нестеров вспоминал об этом периоде в жизни Левитана:
«Я узнал Левитана юношей, каким тогда уже был и сам. На редкость изящный, элегантный мальчик-еврей, смахивал на тех мальчиков итальянцев, кои, случалось, с алым цветком в кудрявых волосах встречали форестьери на старой Санта Лючия Неаполя либо на площадях Флоренции, где-нибудь у Санта Мария Новелла. Молодой Левитан обращал на себя внимание и тем, что тогда уже слыл в школе за талант.
Одетый донельзя просто, в некой клетчатый ношеный пиджак, коротенькие штанишки, он терпеливо ожидал, как скоро наиболее удачливые товарищи, насытясь у "Моисеича" расходились по классам; тогда уже и Левитан застенчиво подходил к "Моисеичу", дабы попросить добродушного старого человека подождать старый долг (копеек 30) и выдать ему снова пеклеванник с колбасой и стакан молока. На тот момент это был его обед и ужин».
Уже с ранних лет Левитан был чувствителен к природе. «Левитан любил русскую природу фанатически, почти исступленно», - говорил о нем Игорь Грабарь.
Другой его друг тоже художник Константин Коровин писал в своих воспоминаниях:
«Под Москвой, в Сокольниках, шла дорога, колеи в снегу заворачивали в лес. Потухала зимняя заря, и солнце розовым цветом клало яркие пятна на стволы больших сосен, бросая глубоко в лес синие тени. - Смотри, - сказал Левитан. Мы остановились. Посинели снега, и последние лучи солнца в темном лесу были таинственны. Была печаль в вечернем свете. - Что с вами? - спросил я Левитана. Он плакал и грязной тряпочкой вытирал у носа бегущие слезы. - Я не могу, - как это хорошо! Не смотрите на меня, Костя. Я не могу, не могу. Как это хорошо! Это - как музыка...»
Не менее показателен и еще один случай из юности Левитана, также описанный Коровиным:
«Левитан, придя ко мне, остался ночевать у нас. <...> - А что это висит у тебя на стене? Ружье? - спросил Левитан. - Ружье и патронташ. Я охотник, - ответил я. - Охотник, это интересно должно быть. Я когда получу деньги за уроки, то куплю ружье и пойдем на охоту, да... - Пойдемте, - обрадовался я. - Пойдемте в Перервы. Там убьем зайца. - Зайца? - повторил Левитан испуганно. - Это невозможно, это преступление. Он хочет жить, он любит свой лес. Любит, наверное, иней, эти узоры зимы, где он прячется в пурге, в жути ночи... Он чувствует настроение, у него враги... Как трудно жить и зачем это так?.. Я тоже заяц, - вдруг улыбнувшись, сказал Левитан, - и я восхищен лесом и почему-то хочу, чтобы и другие восхищались им так же, как и я...»
Константин Коровин рассказывал и о таком забавном случае из студенческой жизни Левитана:
«Экзамен анатомии. - Ну-с, возьмите вы череп, - предлагает профессор Тихомиров Левитану. - Не могу, - отвечает Левитан. Тихомиров удивленно смотрит на него: - Почему не можете? - Это ужасно! Это смерть! Я не могу видеть мертвых, покойников... Выручил профессор Петров. Засмеялся и заметил, показывая на нас: - Они - пейзажисты. Почему их внесли в списки? Им нужно писать с натуры природу. Теперь май, весна, ступайте... Он нам махнул рукой... Выйдя на улицу, мой брат, смеясь, говорил Левитану: - Ну, знаешь ли, Исаак, ты - Гамлет... Сцена с черепом тебе удалась».
Одним из лучших друзей Левитана до самой смерти был Антон Павлович Чехов . Левитан учился и дружил со старшим братом Чехова - Николаем и через него сошелся со всей семьей. «Большим другом нашей семьи» называла Левитана и сестра писателя, Мария Павловна Чехова. А сам Антон Павлович однажды сказал, что «еврей Левитан стоит пяти русских».
В 1885 году Левитан вместе с семьей Чеховых провел лето в подмосковной усадьбе Киселевых Бабкино, а позже часто и подолгу гостил у Чеховых в Мелихово.
Об их дружбе, в которой были и забавные и грустные моменты, писал в своих воспоминаниях и еще один брат писателя - Михаил Чехов:
«Поразительно, что Бабкино сыграло выдающуюся роль и в художественном развитии творца школы русского пейзажа Исаака Левитана. Верстах в трех от Бабкина, по ту сторону реки, на большой Клинской дороге, находилась деревня Максимовка. В ней жил горшечник Василий, горький пьяница, пропивавший буквально все, что добывал, и не было времени, когда бы его жена не ходила брюхатой.
Совершенно независимо ни от кого художник Левитан отправился летом на этюды и поселился у этого горшечника. Как известно, на Левитана находили иногда припадки меланхолии. В таких случаях он брал ружье и уходил на неделю или на две из дому, пропадал неизвестно где и не возвращался до тех пор, пока жизненная радость не осеняла его снова. Или же он сидел, мрачный и молчаливый, дома, в четырех стенах, и ни с кем не общался, или же, как дух изгнанья, окрестив на груди руки и повесив голову, блуждал в одиночестве невдалеке.
Случилось так, что дождь лил несколько дней подряд, унылый, тоскливый, упорный, как навязчивая идея. Пришла из Максимовки жена горшечника пожаловаться на свои болезни и сообщила, что ее жилец Тесак (Исаак) Ильич захворал. Для Чеховых было приятным открытием, что Левитан находился так близко от Бабкина, и Антон Павлович захотелось его повидать. Мы уже отужинали, дождь лил как из ведра, в большой дом (к Киселевым) мы не пошли, и предстоял длинный вечер у себя во флигеле.
- А знаете что, - вдруг встрепенулся Антон Павлович, - пойдемте к Левитану.
Мы - Антон Павлович, брат Иван и я - надели большие сапоги, взяли с собой фонарь и, несмотря на тьму кромешную, пошли. Спустились вниз, перешли по лавам через речку, долго шлепали по мокрым лугам и затем по болоту и, наконец, вошли в дремучий Дарагановский лес. Было дико в такую пору видеть, как из мрака к фонарю протягивались лапы столетних елей и кустов. А дождь лил как из ведра. Но вот и Максимовка. Отыскали избу горшечника, которую узнаем по битым вокруг нее черепкам, и, не постучавшись и не окликнув, вламываемся к Левитану, чтобы сделать ему сюрприз, и направляем на него фонарь.
Левитан вскакивает, хватает револьвер и наводит его на нас. А затем, узнавши нас, он хмурится от света и говорит:
- Чегт знает, что такое... Какие дугаки. Таких еще свет не пгоизводил...
<...> А несколько времени спустя он переселился к нам в Бабкино и занял отдельный маленький флигелек. Один из бабкинских обитателей по этому поводу написал стихи:
А вот и флигель Левитана, Художник милый здесь живет, Встает он очень-очень рано, И, вставши, тотчас чай он пьет
Антон Павлович написал вывеску и прибил ее над дверью флигелька: "Ссудная касса купца Левитана".
Чехов часто подшучивал над Левитаном, но и очень любил его творчество, и даже придумал слово "левитанистый" для определения красоты пейзажа. "Природа здесь гораздо левитанистее, чем у вас", - писал Антон Чехов в одном из писем.
Но и у таких хороших друзей как Чехов и Левитан были ссоры. Так однажды Левитан чуть не вызвал Чехова на дуэль из-за рассказа "Попрыгунья".
В восьмидесятых годах Чехов дружил в Москве с художницей-дилетанткой Софьей Петровной Кувшинниковой. Софья Петровна была женщиной интересной и незаурядной и собирала вокруг себя кружок выдающихся людей. Левитан тоже входил в этот круг, давал Кувшинниковой уроки живописи, ездил на этюды, и, даже, имел с ней длительный роман.
В 1892 году вышел в свет рассказ Чехова "Попрыгунья", и многие узнали в его героине Ольге Дымовой - Кувшинникову. А в возлюбленном героини - художнике Рябовском - Левитана. Левитан обиделся Чехова за это и какое-то время не разговаривал с ним.
Но это недоразумение не смогло разрушить их отношения.
Личная жизнь художника была более чем сложной. Отношения с Софьей Кувшинниковой не могли продолжаться долго, тем более что она была замужем. Говорили, что в Левитана была влюблена и Мария Павловна Чехова. А последним романом, продолжавшимся до самой смерти художника, стали отношения с Анной Николаевной Турчаниновой, тоже замужней дамой, женой помощника петербургского градоначальника. Эти отношения были очень болезненными для всех участников, Левитан даже пытался совершить самоубийство.
Михаил Павлович Чехов так описывал эту историю: "Он завел там очень сложный роман, в результате которого ему нужно было застрелиться или инсценировать самоубийство. Он стрелял себе в голову, но неудачно: пуля прошла через кожные покровы головы, не задев черепа. Встревоженные героини романа, зная, что Антон Чехов был врачом и другом Левитана, срочно телеграфировали писателю, чтобы он немедленно же ехал лечить Левитана. Брат Антон нехотя собрался и поехал. Что было там, я не знаю, но по возвращении оттуда он сообщил мне, что его встретил Левитан с черной повязкой на голове, которую тут же при объяснении с дамами сорвал с себя и бросил на пол. Затем Левитан взял ружье и вышел к озеру. Возвратился он к своей даме с бедной, ни к чему убитой им чайкой, которую и бросил к ее ногам".
Несмотря на признание, в 1898 году Исаак Левитан был удостоен звания академика пейзажной живописи и в том же году стал преподавателем Московского училища живописи и ваяния, где сам когда-то учился, Исаак Ильич продолжал свои искания, стараясь писать все лучше, по-новому.
Ольга Книппер-Чехова вспоминала о нем:
"Не могу не пережить в памяти первого и последнего посещения студии Левитана (он вскоре скончался), не могу не вспомнить тишины и прелести тех нескольких часов, когда он показывал свои картины и этюды Марии Павловне и мне. Сильно волнуясь (у него была болезнь сердца), бледный, с горячими красивыми глазами, Левитан говорил о мучениях, которые он испытывал в продолжение шести лет, пока он не сумел передать на холсте лунную ночь средней полосы России, ее тишину, ее прозрачность, легкость, даль, пригорок, две-три нежные березки... И действительно, это была одна из замечательнейших его картин".
В 1896 году у Левитана, после вторично перенесенного тифа, усилились симптомы и прежде дававшей о себе знать болезни сердца. Летом 1900 году его здоровье ухудшилось. Исаак Левитан скончался 22 июля (4 августа) 1900 г. в Москве.
| |