|
Корреспонденту «Вестей ФМ» стало известно о переговорах, которые Москва ведет с выдающимся режиссером Анатолием Васильевым, новое руководство столицы предлагает Васильеву вернуться в Москву.
Вернуть в Москву режиссера Анатолия Васильева - первое, что должен сделать новый руководитель Департамента культуры Москвы. Совершенно ясно, что при Худякове, который руководил столичным департаментом культуры до конца сентября, это было невозможно: собственно говоря, именно Худяков и уволил Васильева, когда лишил его сперва директорских полномочий, потом - родового гнезда на Поварской, в итоге Васильев ушел из им же и созданного театра «Школа драматического искусства». И уехал во Францию. Это произошло четыре года назад.
Театр этот был особый: помнится, Юрия Михайловича Лужкова возмутило, что вот он вечером проезжал мимо нового здания театра на Сретенке, а там свет не горит, - и шаг за шагом - начали выдавливать Васильева.
Новый руководитель департамента культуры Москвы прислушался к советам, которые звучали со всех сторон. Кстати уж: вряд ли все эти сегодняшние переговоры стали возможны, если бы не постоянные напоминания Кирилла Серебренникова. Катон Старший, как известно, все свои речи заканчивал словами: «Карфаген должен быть разрушен», - вот точно также при всяком удобном случае - будь то встреча у президента или у председателя правительства, везде Серебренников не забывал сказать, как важно вернуть Васильева в Россию, в Москву. Это правда - одно его присутствие изменит театральный климат, повлияет на него, просто при Васильеве какие-то режиссеры перестанут быть заметны, Васильев - как некая система координат, как система весов и мер, без преувеличения.
Спектакли, которые он поставил, - «Первый вариант Вассы Железновой» и «Взрослая дочь молодого человека» в театре Станиславского, до того - «Соло для часов с боем» во МХАТе, потом - легендарный спектакль «Серсо» на Таганке, объехавший в Перестройку полсвета, в 1987 году он создает «Школу драматического искусства» и в подвале на Поварской складывается театральная школа, новый язык театра, - выходят спектакли, на которые попасть невозможно, спектакли, которые вообще играют без публики, - репетиция, процесс подчас важнее результата.
И вот - сенсация. На минувшей неделе с Васильевым встретились и новый руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков, следом - заммэра Людмила Швецова, кроме того, состоялась встреча Васильева с министром культуры Александром Авдеевым.
Переговоры, судя по всему, можно назвать плодотворными, хотя пока их результат, вероятно, правильней всего назвать - подписанием договора о намерениях. Все стороны выразили желание сотрудничать, речь шла о возвращении Васильева в принципе и об условиях возвращения - собственно, где Васильеву дальше в Москве работать. Договорились снова встретиться через месяц, в середине ноября, тогда, вполне вероятно, можно уже будет говорить о каких-то конкретных результатах и сроках. Что это будет - театр, новая лаборатория, архив и музей, которые Васильев оставил в Москве и которые в коробках, не разобранные хранились эти годы сперва на Поварской, сейчас на Сретенке, ценнейший театральный архив.
Впрочем, повод для радости уже есть, - ведь четыре года мы смотрели издалека, толком не зная, что там делает режиссер во Франции. То есть знали - учит. Но, конечно, лучше было бы - для русского театра - если бы уроки Васильева получали наши студенты. Вероятно, и об этом будут говорить с Анатолием Васильевым через месяц, в ноябре.
| |