|
Во вторник начинает свою работу кинофестиваль «2morrow/Завтра», ежегодно представляющий панораму некоммерческого кино со всего мира. Во внеконкурсных программах - Мартин Скорсезе и Рождер Корман, в конкурсе - Ким Ки Дук, Джафар Панахи и Юрий Лейдерман.
Определение «независимое» в названии фестиваля является новинкой этого года и призвано описать направление, в котором двинулись организаторы. Теперь они официально собираются знакомить зрителей с не очень известным и совсем не известным кино, преимущественно малобюджетным или вовсе безбюджетным - но, по мнению, составителей программ, находящимся на воображаемой передовой кинематографа. Конкурс
Впрочем, это не означает, что не будет имен и названий, о которых зрители не были бы наслышаны. Откроется фестиваль фильмом Линн Рэмсэй «Нам надо поговорить о Кевине» - эта драма про родителей школьника-убийцы с Тильдой Суинтон и Джоном Си Рэйли участвовала в основном конкурсе Каннского фестиваля этого года. Основная конкурсная программа «2morrow/Завтра» в этом году называется «Исповедь. Свидетельства. Дневники», что позволяет объединить прямые личные высказывания с фантазийной имитацией реальности. Фильмы «Ариранг» Кима Ки Дука и «Это не фильм» Джафара Панахи, например, могут быть описаны всеми тремя терминами из названия программы. А в норвежском «Охотнике на троллей» исповедальность искать вряд ли имеет смысл, но в качестве свидетельства и дневника он выглядит вполне убедительно. В «Ариранге», получившем главный приз конкурса «Особый взгляд» в Канне-2011, корейский режиссер документирует обстоятельства личного и творческого кризиса. На экране автор «Острова» и «Пустого дома» разбивает палатку посреди собственного дома и наглядно сходит с ума: общается со вторым собой и с собственной тенью, объясняет зрителям, как до такого дошел, много пьет и плачет. Осужденный иранскими властями и находящийся сейчас в тюрьме Джафар Панахи в ленте, правдиво озаглавленной «Это не фильм» (также была показана в Канне), показывает день из своей жизни - тот, когда он ожидал очередного судебного решения: в кадре режиссер рассказывает о планах, снимает из окна на iPhone ночной Тегеран, рассуждает о цензуре, пересказывает сценарий запрещенного к съемке фильма. Снятый в популярном жанре мокьюментари «Охотник на троллей» Андре Овредаля выступает норвежским ответом «Ведьме из Блэр», «Паранормальной активности» и тому подобным произведения - то есть притворяется документальным фильмом про то, как студенты поехали с камерой разоблачать браконьера и случайно раскрыли правду о существовании троллей. Ход откровенно не новый, но благодаря специфике скандинавского мира расцветает новыми красками. Также в конкурс попали четыре документальные картины: участвовавший в венецианской программе «Бирмингемский орнамент» Юрия Лейдермана и Андрея Сильвестрова, «Тяга» Ивана Черняева про выживших в 1990-е, «Леша» Елены Демидовой про жителя сгоревшей летом 2010 года деревни (короткометражка, снятая учениками Мастерской Марины Разбежкиной) и «Кальвет» Доминика Аллана - фильм о том, как бывший охранник Жан-Марк Кальвет превратился в современного художника. Плюс мультипликационный (и все равно узнаваемо румынский) «Крулич» Анки Дамиан и печальное тибетское «Затоптанное солнце» (участник кинофорума в Локарно и призер Ванкуверского фестиваля). Программы и ретроспективы
Дополняет конкурс отчасти ретроспективная программа «Праздник непослушания», в которой тон задают «400 ударов» Франсуа Трюффо и «Ноль за поведение» Жана Виго. Современная часть программы в полном согласии с ее названием посвящена трудностям нежного возраста. Здесь покажут «Собирателя пуль» Александра Вартанова по пьесе Юрия Клавдиева и «Придет наш день» Ромена Гавраса - оба про жесткие обстоятельства отрочества. Вообще, программ на фестивале становится с каждым годом становится больше, и это даже может стать отдельной проблемой: как показывает практика, выбирая из многого, растерянные зрители порой сдаются и не выбирают ничего. Но в каждой программе найдется что-то, что не следовало бы пропустить. В рамках ретроспективы Андрея Смирнова, например, покажут его новый фильм «Жила-была одна баба». Пройдут спецпоказы документального исследования творчества трэш-режиссера и продюсера, а заодно и подвижника независимого кино Роджера Кормана «Мир Кормана: Деяния Голливудского бунтаря» и жесткой социальной драмы про встречу двух одиночеств «Тиранозавр» Пэдди Консидайна. Короткая программа «Омаж Элиа Казану» состоит из частично автобиографичной картины классика про бегущего за океан грека «Америка, Америка» и проникновенного фильма-посвящения «Письма к Элиа» Мартина Скорсезе - обращения настолько личного, что оно вполне могло быть и частью исповедального конкурса. В другой короткой программе «Avant-garde» покажут сновидческую элегию про путешествие во времени «Доброй ночи, Испания!» филиппинца Райи Мартина. Ретроспектива «Знакомьтесь с автором» посвящена французскому кино-панк-поэту Ф. Ж. Оссану, художнику черно-белой эстетики немого кино, певцу насилия (в раннем творчестве) и естественного света (в более поздних работах). Режиссер лично представит свои фильмы, в том числе снятые в России короткометражки «Погасшее небо» и «Владивосток». Совершенно обязательна к просмотру специальная программа фестиваля документального кино про музыку Beat Film Festival. В нее вошли история группы Pearl Jam, выстроенный вокруг нарезки из старых аудиоинтервью с покойным лидером группы Nirvana фильм «Курт Кобейн: История о сыне», яркие портреты образцово сумасшедшего музыкального подпольщика из Остина «Дьявол и Дэниел Джонстон» и тихого шведского неофолкера «Необыкновенно обыкновенная жизнь Хосе Гонсалеса». А также - хаотический дневник жизни калифорнийского скейтера Джоша Сандовала «Драконоубийца», который оборачивается портретом беспечного поколения пустых бассейнов, трейлерных стоянок, гаражных распродаж и полного отсутствия представления о завтрашнем дне. К вопросу о том, как убедить людей ходить на фестивальные показы: в этом году устроители «2morrow/Завтра» ввели еще два новшества: в профессиональном жюри фильмы теперь судят только молодые кинокритики, а основной наградой фестиваля станет зрительский приз. Более того, призовой фонд также оказывается на совести публики: чем больше будет куплено билетов в этом году, тем более существенная награда достанется победителю. Для независимого кино - вариант вполне логичный.
Автор: Владимир Лященко
| |