|
Опасный транспорт
«10 мая я был свидетелем аварии с участием мотоциклиста, - вспоминает начальник оперативного отдела Самарского областного центра медицины катастроф Юрий Гавриленко. - Около пяти часов утра на Московском шоссе возле магазина "Интермебель" мотоцикл выскочил на встречную полосу и врезался в автомобиль. Тогда погибло два человека: мотоциклист и его пассажирка. На дороге лежал покореженный мотоцикл и трупы совсем молодых ребят. Ужасное зрелище».
Мотоциклы приобретают не ради передвижения, а ради острых ощущений, поэтому владельцы маломерного транспорта плюют на ПДД, за что расплачиваются своими и чужими жизнями. По информации ОГИБДД УВД по Самаре, за прошедшие 7 месяцев этого года произошло 18 ДТП с участием владельцев мототранспорта, из них в 12 случаях были виноваты водители байков, квадроциклов, скутеров и мопедов. В этих авариях погибло 3 человека - все мотоциклисты. Еще 27 человек получили ранения разной степени тяжести.
«Аварийность среди этих типов транспортных средств связана как раз с тем, что мотоциклы и их "собратья" пока не воспринимаются в России как полноценный транспорт, - говорит сопредседатель межрегиональной общественной организации "Город и транспорт" Антон Буслов. - Их приобретают не ради передвижения, а ради острых ощущений, поэтому владельцы маломерного транспорта плюют на правила дорожного движения, за что расплачиваются своими и чужими жизнями. И тут ситуацию не изменит никакое усиление контроля. Культуру вождения нельзя привить насильно».
По словам представителей правоохранительных органов, основные нарушения, из-за которых происходят ДТП, связаны с пренебрежением ПДД и с отсутствием специальной защиты у владельцев мототехники. «Для мотоциклистов предусмотрена такая же административная ответственность за нарушение ПДД, как и для водителей автомобилей, - пояснила начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД УВД по городу Самара Оксана Кузнецова. - А вот с владельцами остальной мототехники сложилась другая ситуация. Да, за вождение без мотошлема на них также, как и на мотоциклистов, накладывается штраф в размере 200 рублей, или выносится предупреждение. Но для вождения мотороллеров, квадроциклов и скутеров водительское удостоверение не требуется. Поэтому по остальным нарушениям на них повлиять очень сложно. Единственный эффективный метод - профилактика: проведение специальных рейдов, воздействие через СМИ.
Но если во время рейда по требованию инспектора ДПС водитель мототехники не останавливается, мы не имеем права его преследовать. Ни в коем случае нельзя создавать аварийную ситуацию на дороге».
Скоростной режим чаще всего нарушают владельцы спортивных мотоциклов. И это неудивительно: если у вас есть возможность разогнаться до 100 км/ч за три секунды, вы вряд ли будете ехать 60 км/ч. Скорость и является одной из причин того, что практически в 100% случаев при столкновении с машиной мотоциклист получает серьезные травмы головы и позвоночника или погибает. Автомобилисты против байкеров
Водители машин не перестают возмущаться: ежедневно на улицах Самары мотоциклисты постоянно создают аварийные ситуации. «Они творят, что хотят, - возмущается владелец ВАЗ-2106 Андрей Журавлев . - Лезут прямо под колеса, гоняют с какими-то совершенно невероятными скоростями. Вечером на дорогах вообще кошмар. Купят себе дорогую игрушку и "играются". Причем не только своими жизнями». Специальная защита - один из главных факторов, который поможет спасти жизнь байкера при ДТП.Мотоциклисты, в свою очередь, во всем винят водителей машин. «В 100% случаев мотоциклист превышает скорость - подтвердил Андрей Кербель. - Но аварии происходят по другим причинам. В этом сезоне мы потеряли очень много друзей, причем я совершенно точно могу сказать, что в 80% случаев были виноваты именно автомобилисты. Водители машин просто не смотрят в зеркала заднего вида. Половина из них даже не знает, что такое поворотники.
Создается впечатление, что для них это просто рычажок на руле. А самый популярный маневр у автомобилистов - это разворот через 2 сплошные. И они не понимают, что, разворачиваясь через ряд, а потом еще через двойную сплошную, они с легкостью "поймают" мотоциклиста на "встречке". Вместо того чтобы возмущаться, мол, байкеры постоянно нарушают правила, автомобилисты сначала должны прочитать в ПДД все, что связано с мототехникой. А там написано, что мотоциклист в ряду может занимать как крайнее правое, так и крайнее левое положение. Автомобилисты же этого просто не знают! Байкер едет в крайнем левом ряду, а его пытаются обогнать справа, тем самым вытесняя на вторую полосу». Крайние меры
В обоюдном недовольстве владельцев автомобилей и мотоциклов сложно разобрать кто прав, а кто виноват. Нарушения ПДД происходят вне зависимости от выбранного средства передвижения. На большой скорости может ехать как машина, так и байк. «Война» идет за время и скорость, и часто в ней «проигрывают» обе стороны. «У автомобилистов двухколесные монстры определенно вызывают негативное отношение, - уверен Олег Мартин. - "Я стою в пробке, а он уже вперед уехал" - вот так они думают. Для водителя машины байкеры ведут себя слишком вызывающе. Другое дело, что мотоциклисты подчас не соизмеряют свои возможности со способностями того байка, на котором едут».
Мотоциклисты в вечном споре с владельцами авто иногда применяют радикальные способы. «Происходит авария по вине владельца машины, и он говорит: "А я тебя не видел", - рассказывает Андрей Кербель. - Но раз он не видел, значит, просто не смотрел в зеркала. Не заметить байкера очень сложно - абсолютно у всех мотоциклов при включении зажигания автоматически зажигается дальний свет. Когда автомобилисты провоцируют ДТП, народ просто сшибает им зеркала. А зачем они? Все равно не смотрят, а ребята из-за этого "ломаются". Или, например, была ситуация, когда шла большая колонна мотоциклистов. Девочка на машине решила обогнать по "встречке" и начала прижимать колонну. Это категорически запрещено - если падает один мотоциклист, он автоматически гребенкой собирает всех следующих за ним. Ребята тогда остановились, содрали ей зеркала и разбили лобовое стекло. Потому что так нельзя делать». Специальная защита
Впрочем, не все мотоциклисты обязательно превышают скоростной режим. Многие, наоборот, стараются ездить очень аккуратно. Алексей Сапрыкин, владелец Yamaha YBR 125, в «седле» уже три года. «Я категорически против скорости в городе, - объясняет Алексей. - Здесь человеку нужно просто перемещаться из точки А в точку Б. Если же человек в городе выбирает высокую скорость, он обязательно куда-нибудь врежется».
Кроме страхования несчастных случаев в ОСАГО и КАСКО, наш собеседник планирует застраховать и предполагаемого второго пассажира. «Если со мной что-то случится, я не хочу обременять своих близких - на эти деньги они меня похоронят, - говорит Алексей. - Ведь это я выбрал такой небезопасный способ передвижения в пространстве. А еще я хочу застраховать некоего второго номера, то есть пассажира. Обычно страховка оформляется на конкретное лицо, но есть вид страхования просто на "второй номер". Там немного поменьше ставка, но опять же эти деньги могут потом помочь при лечении».
Специальная защита - один из главных факторов, который поможет спасти жизнь байкера при ДТП. Но, по словам владельцев магазинов, в Самаре большой спрос на мотошлемы появился только тогда, когда инспектора ДПС стали особенно внимательно следить за их наличием у владельцев мототехники. «Приходят в магазин и говорят "дай мне дешевый шлем, чтобы милиция не тормозила", - рассказывает Андрей Кербель. - Дружище, но ведь это не от милиции, это твоя безопасность, твоя голова!
Дешевый пластик сомнется вместе с твоими мозгами. Тем более, в таких шлемах стекла часто переливаются, приближают или удаляют, быстро царапаются, то есть искажают картинку. Ну потрать ты 5-6 тысяч рублей, возьми нормальный шлем! Купи хорошую куртку и штаны с защитными вставками, перчатки, обувь, в которой ступни и голени при ДТП не переломаешь. Ведь даже если вы едете со скоростью 60 км/ч, и при аварии вас выкидывает - вы пролетаете по асфальту еще 20-25 метров. Во-первых, асфальт как наждачка, шрамы остаются на всю жизнь. А во-вторых, удар головой практически неизбежен. И что от вас останется, если вы без защиты?» Второй немаловажный фактор, который поможет спасти жизнь - это быстрая реакция. По словам мотоциклистов, при лобовом столкновении с препятствием нужно постараться выскочить из сидения и перелететь преграду. Руки и ноги при этом необходимо раскинуть и в таком положении упасть на дорогу. «Если сгруппируешься, скорее всего, сломаешь себе шею, - говорит Андрей Кербель. - Был случай, когда парень успел сначала свою пассажирку выкинуть, а потом сам выскочить. Оба живые. Да, в больнице, но живые!»
В плохом отношении к себе мотоциклисты частично винят и неопытных ребят, которые при наличии денег сразу покупают очень мощный байк, толком не научившись им управлять, и тут же развивают в городе бешеную скорость. Среди мотолюбителей даже ходит байка: «Почему владельцы Chopper-bike (класс мотоциклов, созданный на базе знаменитого Harley-Davidson. - Прим. авт.) не здороваются с водителями спортивных мотоциклов?» - «Потому что они каждый сезон новые...» Нужен хороший трек
Негативное отношение к владельцам мотоциклов испытывают не только автолюбители, но и простые горожане, живущие возле Московского или Красноглинского шоссе, а также близ ул. Ново-Садовой. Именно здесь ночью байкеры устраивают массовые заезды на скорость в поисках солидной дозы адреналина. По мнению экспертов, одной из причин опасных ночных «покатушек» стало отсутствие в Самарской области специально приспособленных для этого мест. Дело еще и в том, что программа подготовки водителей категории А предусматривает обучение только по трем упражнениям: «восьмерке», «колейной доске» и «змейке». Вот и приходится поклонникам мото учиться управлять своей техникой на самарских улицах.
«В администрацию города приходили люди, готовые построить трек на свои собственные деньги, но разрешения им не дали, - рассказал руководитель мотоклуба "Хорс" Андрей Кербель. - Хотя в Самаре сразу решилась бы проблема с мотоциклистами. Зачем гонять на Московском шоссе, если для этого есть специально оборудованное место?»
«Необходимо дать байкерам возможность организовывать спортивные гонки, где они могли бы получить изрядную порцию адреналина», - говорит председатель Самарской областной общественной организации «Всероссийское общество автомобилистов» Олег Мартин.Комплекс защитной экипировки для владельцев мототехники включает в себя:
- мотошлем (в среднем из пластика - от 3 тысяч рублей, из качественных материалов - от 5 тысяч рублей);
- кожаную или текстильную куртку, снабженную специальными вставками на локтях и спине, или «черепаху» - кофту из тонкого материала с такими же вставками (в среднем от 6 до 30 тысяч рублей);
- штаны с защитными вставками-наколенниками (в среднем от 2 до 15 тысяч рублей);
- обувь с вставками, защищающими голень и стопу, берцы или кроссовки (в среднем от 2 до 10 тысяч рублей);
- перчатки (в среднем от 1,5 до 7 тысяч рублей);
- отдельный комплект наколенников и налокотников, если штаны и куртка идет без вставок (от 500 до 1,5 тысяч рублей).
Экипировка для мотоциклиста-любителя в среднем обойдется от 30 тысяч рублей и выше. Для профессионала, участвующего в гонках, - около 150 тысяч рублей.
| |