|
Во вторник спектаклем Оскараса Коршуноваса «На дне» откроется работа театрального фестиваля NET, который ежегодно привозит в Москву самые показательные постановки, прошедшие за последние годы в Европе. В этом году его географический охват - от Норвегии до Венгрии, а жанровый - от физического театра до видео-перформанса.
Вообще, начало NETa проходит целиком под знаком драматургии Горького: помимо яркого литовца Коршуноваса с труппой Городского театра Вильнюса свою версию более ранней пьесы «Детей солнца» покажет в Москве театр «Тонелгруп» из Амстердама. Однако едва ли их можно сравнивать. Если у голландцев спектакль получился о судьбах интеллигенции с яркими и красочными образами, то Коршуновас, наоборот, на материале хрестоматийной пьесы создал аскетичную композицию, в которой внимание обращается на простые истины и материи. «Ничего общего с тем, что Оскарас делал прежде: никаких метафор и кунштюков - минимализм, аскетизм, психологизм», - так описала спектакль куратор фестиваля, театральный критик Марина Давыдова. Пластический, а точнее «физический» театр в программе NETа представляют норвежец Йо Стромген и его театральная компания: на сцене Центра им. Мейерхольда они покажут спектакль «Общество». При всей юмористичности завязки сюжет своей формой напоминают классические антиутопии: на одной из регулярных встреч общества любителей кофе находят использованный пакетик с чаем и начинается поиск предателя. Дополнительную интригу постановке придает то, что артисты пользуются не только средствами пластики, но и физической речью - правда, говорят они на несуществующем языке, непонятном даже им самим. На стыке жанров находится и спектакль «Смерть и инкарнация ковбоя», который привезет на фестиваль мадридский театр «Мясная лавка». Красочный, резкий и провокативный, этот спектакль может, с некоторым допущением, быть отнесен и к актуальному искусству - довольно радикальное и даже жестокое сценическое высказывание режиссера Родриго Гарсия о проникновении рекламы в головы людей в равной степени можно назвать и театральным перформансом. «Немногие останутся довольны», - так охарактеризовала эту работу Марина Давыдова, описывающая «Смерть...» как образец радикального современного театра. Другой вид искусства - видео-арт - стал важнейшей частью моноспектакля «22.13», от начала и до конца придуманного исполнителем Пьериком Сореном из Тулузы. В этой работе актер (и довольно известный художник - на прошлой Московской биеннале современного искусства он показывал свой проект «Видеопрыжок»), по словам организаторов, существует одновременно на экране и на сцене, а также играет всех персонажей - музыканта, психоаналитика, певца, эксцентричного любителя искусства. Французский спектакль станет своего рода контрапунктом к работе мадридского театра - «22.13» представляет из себя серию небольших зарисовок, красочных и местами юмористических. Нашлось в программе NETа место и российскому спектаклю - «Чукчей» Филиппа Григорьяна по пьесе Павла Пряжко покажут на сцене театра «Школа драматического искусства». Основой для сочинения минского драматурга стали анекдоты про северный народ - правда, и автор пьесы, и постановщик решили сместить угол зрения с героев этих забавных историй на их авторов. Зная Пряжко как мастера создавать подобия классических трагедий на бытовом материале, а режиссера как автора замечательных театральных перформансов, можно не сомневаться, что постановка пермского театра «Сцена-Молот» будет пользоваться успехом. Завершит программу фестиваля работа венгерского режиссера Виктора Бодо, знакомого московской публике по замечательному действу «Час, когда мы ничего не знали друг о друге», показанному в прошлом году в рамках «Золотой маски» (приз за лучший зарубежный спектакль). В нынешнем он привозит «Diceman» - главный герой постановки, психиатр, сам переживает личный кризис, с каждым днем все больше и больше погружаясь в мир собственных страстей и азарта. Несмотря на драматичную сюжетную канву, сама постановка напомнит зрителю кабаре - только чем ближе к финалу, тем менее веселое.
Автор: Парк культуры
| |