|
Чемпион мира по шпаге Виктор Модзолевский, выступавший за сборную СССР с 1961 по 1978 год, в разговоре с корреспондентом агентства «Р-Спорт» Артемом Кузнецовым подвел итоги выступления российской сборной на чемпионате мира в Катании, подробно остановившись на близкой ему дисциплине.
Мужская и женская сборные России по шпаге на завершившемся в итальянской Катании чемпионате мира не сумели преодолеть 1/8 финала командного турнира. Дальше этой стадии не сумели пройти россияне и в личном зачете. Полярные результаты на турнире показали мастера рапиры и сабли, вкупе добывшие для страны четыре золотых и одну бронзовую медали.
- Как оцените выступление российской сборной на чемпионате мира?
- Буду говорить в основном о шпаге, поскольку в других видах все будет нормально, если там и дальше будут предприниматься нужные шаги. В саблю я не лезу - там всем заправляет Кристиан Бауэр. Ему виднее. Что касается рапиры, то я придерживаюсь мнения, что тренеры не сумели подвести спортсменов на пик формы, они их «укатали». Довольно сложно постоянно выступать на пределе своих сил. А от них же всегда требуют только самых высоких результатов.
Технически и тактически они были готовы, но свой отпечаток наложила моральная усталость. Иногда надо давать спортсменам расслабиться, а у нас требуют, чтобы на каждом турнире мы показывали наивысшие результаты. Но это невозможно.
Я 17 лет был в сборной СССР, и нам все время давали отдых. Тренеры это понимали. Если посмотреть на результаты по ходу сезона тех же итальянцев, французов и других лидеров фехтования, то мы увидим, что на многих турнирах они проваливаются. А наши кричат: «Ура, мы первые, а они седьмые». В итоге ради того, чтобы сегодня отрапортовать и показать себя хорошим тренером, мы не учитываем, что соперники подготавливаются к основным стартам.
А в шпаге совсем все плохо. Я так и не получил от тренеров ответа на вопрос: в чем причина постоянных провалов? Ответы, в которых говорится о нехватки злости, нацеленности на победу, я в расчет не беру. Это ерунда. Если ты выходишь на дорожку, то разве не хочешь победить? Как мне кажется, все дело в том, что ребята не умеют фехтовать. В бою они не учитывают нюансы в технике противника. Ведь с каждым противником необходимо фехтовать по-разному. А этому их никто не учит: они делают одно и то же: прыг-скок, прыг-скок, захват, укол. Все! И вы не увидите отличия в характере ведения боя в их противостояниях с двумя разными противниками.
- Вы полагаете, что в этом вина тренерских кадров?
- Да. В России практически не было тренерских кадров: шпажное фехтование всегда было за Белоруссией, Украиной, Прибалтикой и Москвой как отдельным городом. Сейчас со сборной не работают люди, которые долго фехтовали на шпаге и понимали эту дисциплину. Был бы (олимпийский чемпион) Павел Колобков тренером - было бы совсем другое дело. Но он сейчас занимает тот пост, которого достоин: знает два языка, имеет два высших образования, отлично понимает в спорте, а не только в фехтовании. И чем больше в управлении спорта великих спортсменов, тем лучше.
- То есть российским шпажистам на Олимпиаде в Лондоне рассчитывать на успех не приходится?
- Мужской шпаги в личных соревнованиях, можно сказать, нет. Расклад сил говорит о том, что на Игры они не попадут. Женская командная шпага немногим лучше мужской. Результаты налицо, в личном зачете они так глубоко внизу, что никто даже не заработал очков для лицензии на Олимпиаду. И команды нет пока.
- В отличие от женской рапиры, где наша команда вяла золото в командном зачете.
- Там собраны хорошие ребята и великолепный тренерский состав, который знает, что делать. Но, как я уже отметил, они немного ошиблись в подводке ребят. В России рапира всегда была на ведущих позициях. Все могло сложиться еще лучше, работай на сборах психолог и врач, который бы отслеживал состояние спортсменов и дозировал нагрузки.
- Возвращаясь к проблемам шпаги. Быть может выходом из сложившейся ситуации может стать приглашение иностранного специалиста?
- Да он никогда сюда не поедет! Здесь созданы такие условия... Когда тренером сделали Тышлера Геннадия Давидовича, сборная была откинута так далеко. А потом еще одно - ребята из Америки не поедут. (Олег) Пузанов, который уже давно работает в Италии, отказался, поскольку понимает, что ему здесь работать не дадут.
- А что вы подразумеваете под словами «не дадут работать»?
- Когда тренер приходит в команду, то именно он должен решать все вопросы, именно на нем полностью лежат права по руководству командой. И именно он должен подбирать себе помощников. И далеко не всегда вина за провал лежит на тренерах.
Кроме того, нельзя всех спортсменов равнять под одну гребенку. Во многих сферах деятельности есть определенный набор неизменных атрибутов, но развивать навыки можно по-разному. Вот и здесь: должно быть разнообразие в тренировочном процессе. Человек будет фехтовать, но как он это будет делать, зависит от методик учителя.
Об этом я еще говорил после чемпионата мира в Санкт-Петербурге, где шпага полностью провалилась. Ну и что? Да ничего не изменилось. Люди не хотят не учиться.
- Получается, что остается только смотреть за тем, как будет развиваться ситуация?
- Да. Сначала я был до предела возмущен, после немного поостыл, но продолжал негодовать. Потом уже говорил: «Ребята, ну посмотрите вы, что происходит!». Но никакого эффекта это не дало. Там просто читают и говорят: «Ну и ладно. Собака лает - ветер носит. Все равно ничего не будет».
Если бы хоть раз мы услышали причины провала. Но мы их не знаем. А как можно лечить без диагноза? Вот и вся проблема. Они не знают причин. Трудолюбия у них не отнять - пашут с утра до ночи, все время чего-то придумывают, методики меняют, пишут дневники на каждого. Но главного не делают. Ведь если 20 кг носить из одного места в другое, большого результата не будет. И никто не знает, как и что исправлять. Но на бумаге работа проделывается сумасшедшая. В неработоспособности их обвинить нельзя.
Но результата нет. У грамотного человека уже через три месяца могут закрасться сомнения, что что-то идет не так. А у этих все так.
| |