|
Сегодня ЦСКА проведет важнейший матч группового турнира. Но подошла к нему команда не в лучшем состоянии - в последних 12 играх было одержано всего 2 победы. Как никогда много ошибок допускает при этом оборона красно-синих. Об их природе и перспективах армейцев в Лиге корреспондент «СЭ» поговорил с ключевым защитником ЦСКА.
- В матче с «Тереком» вы впервые в этом году смотрели за своей командой с трибуны. Причем речь идет не только об игре за ЦСКА, но и за сборную...
- Да, ваши коллеги мне уже сообщили, что я единственный среди российских сборников провел весь отборочный цикл от звонка до звонка. Во всех матчах участвовал также Аршавин, но его все-таки меняли.
- Гордость от этого испытываете?
- Гордость испытываю от того, что мы уверенно решили свою задачу. А подобная деталь - она приятна, но не более того.
- И вот наконец в кои-то веки довелось побыть наблюдателем. Как смотрелась игра ЦСКА с трибуны?
- До счета 2:0 - замечательно. Не сказать, что играли мы отлично, но соперника переигрывали и ход матча полностью контролировали. Однако потом за одну минуту все сами перечеркнули, а нервная концовка ситуацию уже не исправила. Потеряли очки на ровном месте. Если честно, пребывание на трибуне в такие моменты ведет к куда большей потере нервных клеток, чем участие в игре.
- Что перед игрой с «Трабзонспором» представляется самым важным?
- Вера в собственные силы. Мы способны сыграть в свой футбол и победить. Надо только настроиться и выложиться на поле.
- Но еще необходимо вернуть утраченную свежесть. Это возможно?
- Конечно. Она просто снизойдет на нас (улыбается). Но не по мановению высших сил, о чем вы, наверное, сейчас подумали, а как результат напряженной тренировочной работы.
- У вас лично какие воспоминания о встречах с турецкими клубами на футбольном поле?
- Разные. Но вспоминается, как правило, последнее, а это - уверенная победа над «Бешикташем» в гостях, которая впервые вывела нас в плей-офф Лиги чемпионов. Так что все нормально. Турки - техничные и быстрые футболисты, но обыгрывать их можно, а дома просто нужно.
- Начинали вы групповой турнир с мыслью о выходе в плей-офф...
- И продолжаем его с нею же.
- Кто при этом главный соперник?
- Все те же - «Интер» и «Лилль».
- Стоп, а лидер группы-то - «Трабзонспор»! Нет ли у вас недооценки турок?
- Я практически уверен, что во вторник лидерами они быть перестанут.
- Даже так?
- Даже так. Играть в футбол мы умеем, это вряд ли кто-то станет отрицать, а желание и настрой, не сомневаюсь, во вторник у всех в ЦСКА будут максимальными.
- Кстати, знаете ли вы, что в «Трабзонспоре» есть свои братья-близнецы Брожеки?
- Они близнецы? Вот здорово!
- Часто ли вам с Алексеем доводилось играть против других близнецов?
- Ни разу, по-моему, не доводилось. Да и сейчас, насколько я знаю, один из Брожеков в Москву не прилетел.
- А интересно было бы сыграть против обоих?
- Никакого дополнительного интереса, если вы это имеете в виду, не присутствовало бы. Гораздо больше всегда хочется победить. Что мы и собираемся во вторник сделать.
- Скажите, в ЦСКА перед матчем расписывается, кто кого держит при «стандартах»?
- Обязательно.
- И как же могло получиться, что в вашем матче с «Тереком» Павленко при угловом остался в вашей штрафной совсем один? Это чья-то персональная ошибка?
- В раздевалке перед игрой я не был, поэтому, чья там вина, сказать не могу, но то, что кто-то должен был с Павленко играть, - это точно. Как получилось, что он остался один, ума не приложу - ошибка просто грубейшая.
- Которая к тому же привела к шоку и второму голу. Из-за чего вообще случаются потери концентрации у опытных футболистов?
- Таким потерям, конечно, нет оправдания, но то количество матчей, которое мы на данный момент провели и проводим, все-таки сказывается. Я не пересматривал эпизод со вторым голом в наши ворота в видеозаписи, а с трибуны в динамике понять, кто конкретно там виноват, трудно. Хотя, если честно, мне показалось, что и без офсайда тоже не обошлось. Это не попытка оправдания - просто для каких-то четких выводов момент надо анализировать тщательно.
- Но на вопрос вы все-таки не ответили. Хорошо, задам его в более глобальной постановке: что вообще в последнее время происходит с защитой ЦСКА, которая всегда считалась самой надежной линией команды?
- Если свести оборону ворот к обязанностям исключительно четверки защитников и вратаря - всегда будут провалы. Защищается, как и нападает, вся команда. Почему, скажем, в сборной те же люди ничего не пропускают? Ответ простой: там в последних матчах никто не терял концентрации, да и в обороне своих ворот принимал участие каждый - быстро и жестко вступая в отбор сразу же после потери мяча на чужой половине. А у ЦСКА, к сожалению, в последнее время с этим возникают проблемы.
Не снимая вины с себя и партнеров по обороне, хочу сказать, что давление на защитные порядки можно облегчать в разы, если команда более активно играет впереди и в опорной зоне. Мы сейчас не в том состоянии, как в конце первого круга, когда могли забивать по три-четыре мяча, поэтому концентрация и внимательное отношение к оборонительным действиям у каждого должны быть максимальными. Атакует ведь, повторю, тоже вся команда - и противостоять усилиям десяти игроков силами только задней линии невозможно.
- Неужели ваши партнеры из передних линий этого не понимают?
- Понимают, конечно. Однако понимать - не всегда значит выполнять. С «Тереком» поначалу все было нормально, но повели 2:0 и решили, что все, дело сделано. Концентрация, увы, тут же перестала быть стопроцентной. А современный футбол такого не прощает. Что ж, получили отличный урок перед Лигой чемпионов - если в российском первенстве все еще можно поправить, то потеря очков в ближайшем матче с «Трабзонспором» станет катастрофической.
* * *
- Понятно, что на надежности обороны ЦСКА сказалась травма Игоря Акинфеева. Но неужели настолько сильно?
- Не скажу ни одного плохого слова о Володе Габулове - он делает все что может и даже больше. Однако полностью заменить Игоря не под силу ни одному вратарю. Считаю Акинфеева не только лучшим в России, но, возможно, и в мире. Поэтому масштаб потери можно понять, только когда его нет за спиной.
- Между тем после нескольких матчей с ошибками обороны в интернете родилась версия, что защитники ЦСКА таким образом просто-напросто «сплавляют» главного тренера.
- Очередная чушь из недр всемирной сети, где, к сожалению, полно людей с воспаленными мозгами. Думать так - абсолютный нонсенс. Ни одному спортсмену никогда не хочется проигрывать, а в ЦСКА, где все друг друга знают давно и являются фактически большой семьей, подобное просто невозможно! Более того, могу сказать, что сейчас мы работаем на тренировках даже больше, чем обычно.
- И отношения с тренером остаются прежними? Многие считают, что ему не хватает жесткости, чтобы руководить вами...
- Что такое жесткость? Нужно орать на игроков и унижать их? Скажу о себе: мне подобное пошло бы только во вред. Любой профессиональный футболист, а в ЦСКА собраны только такие, прекрасно понимает, какие требования перед ним стоят. Если на меня наорут, играть лучше я точно не стану - только наоборот. У нас вполне нормальные рабочие взаимоотношения с Леонидом Викторовичем, поэтому все сенсационные версии, рождаемые в интернете и прессе, - не более чем поиски черной кошки в темной комнате.
Да, сейчас мы играем не лучшим образом и сами понимаем это. Тому есть масса объективных причин - прежде всего многочисленные травмы и огромная загруженность тех, кто остался в строю. Есть и субъективные, которые каждый анализирует сам. Но так не бывает, чтобы летом в коллективе все было хорошо, а осенью вдруг взяло и моментально развалилось. Надо лишь пережить непростой период и сделать из него правильные выводы. Многим хочется сенсаций? Вынужден их разочаровать: у нас их искать не стоит.
- Последний вопрос по матчу с «Тереком» - как вам дебют Семена Федотова?
- Семен сыграл очень хорошо - и в обороне надежно отработал, и на атаку потрудился. Для дебюта - просто превосходный матч. Единственное «но» - команда не выиграла.
* * *
- Одна за другой потери очков не ведут к некоему унынию в коллективе?
- За настроение каждого ручаться сложно, но в целом об унынии речи точно нет. Более того, все наши сборники сейчас, после Словакии и Андорры, в приподнятом настроении. Могу вас заверить, что мы ощущаем огромное желание тренироваться и снова побеждать.
- Что же тогда мешает это делать?
- Я уже говорил о кадровых проблемах - такого количества травм у нас не было никогда. Но это не оправдание - оставшиеся в строю вполне способны давать нужный результат. Надеюсь, что докажем это уже в ближайших матчах.
- Многочисленные травмы - это тенденция или простое стечение обстоятельств?
- Ну какая тут тенденция, если все они разные? Вот приехал Секу со своей теплой родины, где играл за сборную, а у нас тут резкое похолодание - и его мышцы, увы, не справились с перестройкой... Конечно, травм слишком много, такого никогда не случалось, но это действительно стечение обстоятельств. И как с ним бороться, не знает, наверное, никто.
* * *
- Вернемся к предстоящему матчу с «Трабзонспором». О чем говорит ваш опыт - на Лиге чемпионов внутренние неудачи как-то отражаются?
- Во-первых, нельзя сказать, что мы столь уж неудачно играем дома: второе место и дефицит в два очка от лидера - не самая ужасная позиция, согласитесь. Все пока в наших руках. Другое дело, что свою игру и кураж в последних играх действительно растеряли, но мне кажется, что одна-две уверенные победы сразу же вернут все на свои места.
- Скажите, а сейчас нет желания просто с минимальными потерями дождаться зимы и перерыва в чемпионате, чтобы потом уже собраться с мыслями и прийти в чувство?
- А заодно и растерять все шансы - если не в чемпионате России, то в Лиге чемпионов точно? Нет уж, мы постараемся прийти в чувство, как вы говорите, еще осенью! Никогда нельзя перекладывать решение задач на завтра - играть всегда нужно здесь и сейчас.
Борис ЛЕВИН
| |