|
Москва. 18 октября. FINMARKET.RU - Проводимую правительством РФ экономическую политику еще можно скорректировать и принять меры, которые минимизируют последствия второй волны экономического кризиса для страны, уверен бывший министр финансов и вице-премьер России Алексей Кудрин.
«Сложное сочетание внутриполитических мотивов и пока еще относительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры разворачивает отечественное правительство к проведению рискованной экономической политики», - констатирует А.Кудрин в статье, которую публикует во вторник газета «Коммерсантъ».
По мнению экс-министра, необходимые для корректировки этого курса инструменты у правительства есть, нужно лишь определиться с приоритетами, а времени на это почти нет.
«Повышение пенсий и зарплат, переоснащение армии, модернизация промышленности - все это абсолютно правильные задачи, которые должна ставить перед собой ответственная государственная власть», - подчеркивает автор статьи. Однако решить в нынешней ситуации все эти задачи одновременно невозможно. А.Кудрин считает необходимым реалистично оценить риски новой волны кризиса и возможным предпринять кратко- и среднесрочные меры, предотвращающие его обострение в России.
Во-первых, поясняет бывший вице-премьер, необходимо вновь поставить целью обеспечение бездефицитности федерального бюджета при цене нефти $90 за баррель в 2015 году. В крайнем случае с учетом того, что за последний год были приняты решения о больших бюджетных обязательствах, у которых есть собственная инерция, можно поставить промежуточную цель: добиться к 2015 году сбалансированности бюджета при $100 за баррель, отодвинув главную цель на 2017 год, отмечает он.
Напомним, что экс-министр финансов Алексей Кудрин прогнозировал, что нефть может упасть до $60 за баррель в ближайший год-полтора.
Чего ожидают от нефти власти, рассказал премьер-министр Владимир Путин в интервью руководителям трех федеральных телеканалов. Затронув тему цены на нефть, премьер высказал предположение, что в будущем году вряд ли ожидается резкое снижение стоимости на черное золото. «Мы исходили из 100 долларов за баррель при расчетах бюджета следующего года, а в этом году средняя величина будет 110. Мы считаем, что резкого снижения стоимости нефти в следующем году не будет. Но рассчитываем не из 110, как сегодня, а из 100, то есть достаточно прагматичный подход», - заявил Путин, добавив, что в случае, если цена на нефть снизится до 95 долларов за баррель, «нам не потребуется выходить с большими заимствованиями и обременять нашу финансовую систему».
Второе, что А.Кудрин предлагает сделать - «точно определить правило расходования нефтегазовых доходов, поскольку это влияет на инфляцию, валютный курс, формирование резервов правительства и очень важно для инвесторов». Его выполнение существенно увеличит устойчивость макроэкономики. По сути, уровень сбалансированности при определенной цене на нефть и есть ориентир для такого правила, но оно должно быть закреплено в Бюджетном кодексе, как это было до кризиса, а правительство не должно от него отклоняться при внесении бюджета в парламент, какие бы важные задачи еще ни ставились, напоминает автор.
В-третьих, отмечает экс-глава Минфина, требуется пересмотр наращивания военных расходов как по оснащению, так и по денежному довольствию. В существующей военно-политической ситуации целей перевооружения можно достичь не за 10, а за 15 лет. На первом этапе, полагает он, повысить денежное довольствие можно не в два раза, а в полтора, вернувшись к дальнейшему повышению, когда минует угроза кризиса, и сопроводив дополнительными решениями по оптимизации численности Вооруженных сил.
Таким образом, А.Кудрин вновь обозначил свои расхождения во взглядах с Дмитрием Медведевым. Именно вопрос увеличения военных расходов и стал предметом конфликта Алексея Кудрина с нынешним президентом, который отправил министра в отставку. По мнению, экс-министра финансов, увеличение военных расходов в России создает угрозу для увеличения поддержки программ здравоохранения и образования.
В-четвертых, уже в 2012 году нужно определиться со стратегией в вопросах социального и пенсионного обеспечения, чтобы рассчитать использование всех ресурсов и предусмотреть более активное вложение средств в программы развития. А.Кудрин не исключает того, что придется ограничить индексацию пенсий только инфляцией - до момента ликвидации дефицита Пенсионного фонда.
Алексей Кудрин будучи министром финансов неоднократно заявлял, что отказ от повышения пенсионного возраста может привести к повышению налогов. Но первые лица страны подчеркивали, что не хотят ни того, ни другого.
Пятая мера, по словам экс-министра, заключается в необходимости программно определить целью снижение бюджетной нагрузки к ВВП, то есть снижение расходов и неповышение основных налогов, а также - сохранение низкой инфляции, с дальнейшим ее снижением до 4-5% в 2014 году и до 3% впоследствии.
А.Кудрин считает, что Россия стоит перед необходимостью создания новой модели роста экономики - «не на базе роста спроса, подогретого вливаниями "нефтяных" ресурсов, а на основе роста частных инвестиций, подкрепленного стабильной финансовой системой с низкой инфляцией и низкой ставкой кредитования, наряду с иными институциональными преобразованиями».
| |