|
Ну, не должна съемочная группа, представляющая фильм, долго задерживаться на сцене - пересказывать сюжет, расписывать работу, условно говоря, оператора, композитора и звукорежиссёра, выслушивать, пусть и короткую, киноведческую лекцию о позитивных тенденциях в кинематографе.
Всё это случилось, когда зрители пришли на Форум национальных кинематографий в рамках фестиваля «Московская премьера» и настроились на просмотр жёсткой «послевоенной» драмы «Волки» Александра Колбышева (Белоруссия). Действительно, на фоне других современных картин «Беларусьфильма» о войне и её отголосках «Волки» смотрятся выигрышно и обладают некоторыми достоинствами, в частности, эмоциональной актёрской игрой Дмитрия Ульянова (по накалу страстей он почти дотягивает до своего героя в «Риорите» Петра Тодоровского). Однако, если объективно смотреть на вещи, Александр Колбышев снял типичную ленту конца 80-х - начала 90-х годов, с невинно осуждёнными зэками, дерзкими побегами, мерзкими сотрудниками НКВД, красными флагами на фоне православных крестов, портретами Сталина на общем и крупном плане. Такое кино снимали тогда везде - и на «Мосфильме», и на «Беларусьфильме». Кроме того, экранизируя повесть, авторам не мешало бы позаботиться о том, чтобы найти пряным «литературным» монологам и диалогам адекватное кинематографическое воплощение, поскольку неспешная «картинка» явно не поспевает за динамикой слова. А как, скажите, реагировать опытному зрителю на реплику другого режиссера, Рустама Ибрагимбекова , когда он относит свою картину «Глазами призрака» (Азербайджан/Франция/Россия) к жанру «ненаучной фантастики»? Не может, оказывается, замужняя азербайджанская женщина влюбиться в эксцентричного француза и искать с ним встреч наедине, а в «...Призраке» это возможно (сцена разговора любовников в постели едва ли не самая лучшая в фильме). Наверно, это стоит воспринимать как некую «игру воображения», элегантную попытку сотворить европейское кино на тему «Запад есть Запад, Восток есть Восток». «Глазам призрака» не хватило чувства стиля и широкого дыхания. Неловко смотреть на актёров, вынужденных произносить выспренние монологи «о сущности любви» c сентиментальными придыханиями. А уж когда муж любовницы наставляет на любовника-француза нож, взятый напрокат из дешёвого фильма ужасов, и вовсе становится смешно. Можно, конечно, сделать поправку на то, что влюблённые герои - это театральные актёры, и мыслят они тоже в жанровом ключе, от трагедии до фарса. Но фильм, к сожалению, так и не стал ни трагедией, ни мелодрамой, ни фарсом. Зато «Глазами призрака» показали на открытии Форума национальных кинематографий. Режиссёр много и остроумно шутил, и это было намного интереснее и милее зрелища, последовавшего далее.
| |