|
Хавбек «Факела» рассказал об этапах своей карьеры, а также оценил атмосферу на стадионе в Воронеже.
Полузащитник воронежского «Факела» Юрис Лайзанс поведал о своем выступлении за ЦСКА и латвийский «Сконто», а также оценил уровень Футбольной национальной лиги.
ДЯДЬКА ДЛЯ «СКОНТО»
- После того как в прошлом году вы вновь вернулись в «Сконто», многие не чаяли больше увидеть Лайзанса в российском первенстве. Какие мотивы привели вас в стан аутсайдера ФНЛ? - В Ригу я ехал не доигрывать, даже не держал в голове мысли о завершении карьеры. Просто так сложилось, что после Белгорода у меня не было предложений из российских клубов, а тут близкий друг и бывший партнер по сборной Латвии Марьян Пахарь принял «Сконто». Он попросил меня и еще пару опытных ребят помочь в становлении коллектива. Нынешний «Сконто» - очень молодая команда, и Пахарю требовались эдакие дядьки на поле. Я вполне удовлетворен этим игровым этапом. Но у нас изначально существовала договоренность, что я выступаю дома до лета. А потом меня пригласил в «Факел» Константин Сарсания.
- В Воронеже финансовые условия лучше, чем в Риге? - (Улыбается) Конечно, даже сравнивать не стоит.
- Честно говоря, поверхностно слежу за латвийскими клубами, но, судя по тому, что они вылетают на ранних стадиях еврокубков, футбол в стране далек от процветания? - Вы правы. До мирового кризиса ситуация была приемлемой: клубы имели возможность рекрутировать крепких легионеров, да и латвийские сборники уезжали только при наличии серьезных предложений. А сейчас вся республика переживает непростое время, людям сложно найти работу. Разумеется, это ударило и по футболу. Игроки, едва став на крыло, пытаются отправиться на заработки за пределы страны.
- Тем не менее ручеек игроков из Латвии в российскую премьер-лигу почти пересох. С чем это связано? - Возможно, с тем, что в чемпионатах, скажем так, не самых футбольных стран легче проявить себя, дабы затем заключить контракт с серьезным европейским клубом. В качестве примера можно привести нападающего Артема Руднева. Сначала он перебрался в Венгрию, оттуда - в польский «Лех», в составе которого забил три мяча в Лиге Европы «Ювентусу». Хороший трамплин, не правда ли?
- Сборная Латвии тоже не блещет. О повторении вашего подвига в отборочном цикле ЧЕ-2004 нынче приходится только мечтать... - Ну, тогда на небе звезды сошлись. Совпало абсолютно все: наша отличная функциональная готовность, кураж, везение, недонастрой шведов в решающих матчах и турок в стыковых. Можете еще что-то добавить в этот перечень - не будет лишним. Другое дело, что в основании того успеха стояла дисциплина, умение терпеть и преодолевать себя. Наше поколение выросло на иных жизненных устоях. Сейчас у игроков другой менталитет.
«МЕСТНАЯ ПУБЛИКА? ЭТО ФАНТАСТИКА!»
- Не опасались ехать в команду, замыкающую таблицу в первом дивизионе? - Так от нас же все зависит. И потом, я общался с работающим нынче в «Локомотиве» Эдгарасом Янкаускасом, который выступал за «Факел» в первом круге. Он дал лестную характеристику и клубу, и городу. Сказал, что здесь у людей огромное желание вернуть Воронеж в футбольную обойму, из которой тот выпал в последнее время. Все подтвердилось.
- Почему в таком случае хромают результаты? - В период дозаявок была собрана практически новая команда, произошли изменения в тренерском штабе - наверное, нужно время, чтобы притереться друг к другу. Будем стараться, впереди много матчей. Ни один из соперников, с кем «Факел» встречался во втором круге, не превзошел нас, что называется, на голову. Напротив, где-то мы потеряли «свои» очки. Уступаем в микроэпизодах. Это футбол.
- Как вам в целом уровень ФНЛ? - Ровный турнир. Вверху - те, у кого более серьезные финансовые возможности, а следовательно, кто может приглашать под поставленную задачу лучших игроков. При равной борьбе судьбу матчей зачастую решает исполнительское мастерство, один момент. Тем не менее играть можно со всеми. Возможно, я изменю свое мнение после поединков с «Аланией» и «Мордовией», хотя сомневаюсь (материал написан после кубкового матча с «Волгарем-Газпромом» - прим. OneDivision.ru). Мы уже встречались в Екатеринбурге с «Уралом», и не могу сказать, что один из лидеров нас чем-то удивил.
- В Воронеже живете на квартире? - Нет, на базе. Так удобнее. Жена и дочка остались дома.
- Атмосфера на воронежском стадионе производит сильное впечатление, согласны? - Не то слово! Атмосфера фантастическая! Если сейчас на трибуны приходит столько людей, то представляю, что бы тут творилось, находись команда повыше в таблице. Просто преклоняюсь перед местной публикой. Даже не знаю, где еще такая футбольная аура. В Краснодаре тоже большой стадион, который берет своей мощью и энергетикой, когда собирается много зрителей. И все же в Воронеже болеют по-особому, я бы сказал, на западный манер. Вы же видели, аплодисментами сопровождается каждое удачное действие. Воронежцы необычайно тонко чувствуют игру.
- В Белгороде, где вы начинали сезон-2010, ведь тоже ходило немало зрителей? - Да, но там немного другой масштаб. В Воронеже подход глобальнее. Кстати, в «Салюте» я познакомился с Денисом Клопковым, который теперь тоже в «Факеле». А Белгород в этом сезоне, убежден, решит задачу выхода в первый дивизион.
ПОДДЕРЖАЛ АКИНФЕЕВА
- Главная веха в вашей клубной карьере - ЦСКА. Какие первые ассоциации приходят при упоминании армейского клуба? - Ох, их так много, что, боюсь, долго буду перечислять. Первое чемпионство, первый Кубок России, Суперкубок, Кубок УЕФА. Когда по телевидению повторяют наши матчи, с удовольствием их пересматриваю.
- Дейвидас Шемберас и Элвер Рахимич, хотя и старше вас, до сих пор играют за ЦСКА. Может, и вам в свое время не следовало покидать армейский клуб? - У каждого своя судьба. Я ни о чем не жалею, притом что меня никто не выгонял из ЦСКА. Да, в основе уже играли другие ребята, а я по ситуации выходил на замены, помогая команде. К тренерам у меня не было претензий, как, надеюсь, и у них ко мне. Коллектив у нас сложился замечательный, так что я вполне мог задержаться в клубе. Но мне было 26 лет - возраст, когда хочется выходить на поле регулярно, а не эпизодически. Из ЦСКА я уходил за игровой практикой.
- Созваниваетесь с бывшими одноклубниками? - Да, с Шемберасом, Акинфеевым. Очень расстроился за Игоря, получившего травму в эпизоде, когда от него мало что зависело. Позвонил ему, поддержал.
- Он по-прежнему держит зло на Веллитона? - (Загадочно улыбается) Я об этом его не спрашивал.
- Многие твердят о застое в игре ЦСКА, о притупившейся мотивации у ряда футболистов. Вы это замечаете? - Изнутри ситуацию видно лучше, но я далек от мысли, что армейцы находятся в кризисе. Конечно, сейчас это совершенно другая команда, нежели была в мое время. Новая тактика, поменялось несколько тренеров. Но ЦСКА все равно остается едва ли не самым стабильным российским клубом. Просто планка поднята высоко, а армейцы - словно, на витрине: их осечки воспринимаются через увеличительное стекло. Понятно, что растерять семиочковый отрыв за четыре тура не слишком приятно, но ведь и у нас были черные серии. Возможно, у игроков просто функциональный спад.
| |