|
Живопись автора обладает удивительным свойством
27 октября в 17.00 в галерее PORTMAY состоится открытие персональной выставки Виктора Убираева «Ожидание радуги». Живопись автора обладает удивительным свойством - сколько бы ни прошло времени с момента создания этюда или картины, они оставляют такое впечатление, словно написаны только что, вот буквально несколько дней, а то и часов назад. Ощущение свежести его пейзажей и натюрмортов настолько сильное, что, кажется, наклонись к холсту, - и ты уловишь этот острый, волнующий запах еще непросохшей масляной краски, а вместе с ним вдохнешь холодную соль осеннего побережья, или клейкий дух разогретой весенней листвы на опушке деревенского леса. Может быть, это чувство живого бытия природы в работах автора рождается именно потому, что он, вопреки известному выражению, не заклинает мгновение, чтобы оно остановилось, а стремится запечатлеть на холсте текучий, полный трепетных изменений облик пейзажа.
Виктор Убираев - художник пленэра. Анисимовка с ее речкой, околицами и смотрящими друг на друга горами Воробей и Фалаза, Сидеми с островом Кроличий и маяком, побережье и окрестности Андреевки, а в последние годы еще и бухты Морского заповедника - вот, пожалуй, истинный дом автора, родина его живописи. В мастерскую живописец возвращается с грузом начатых и завершенных работ, а главное, наполненный образами приморской природы в такой степени, что порой замысел очередного пейзажа и рождается, и воплощается уже в мастерской, без каких-либо предварительных натурных этюдов и набросков. Живопись Виктора Убираева сегодня - это единый сплав реальности, памяти художника и его художественной фантазии, которая, не искажая конкретный пейзажный мотив, выражается именно в лирической взволнованности его картин, в их эмоциональной насыщенности.
На персональной выставке собрано более шестидесяти произведений, которые можно назвать лирическим дневником, где личность автора ничуть не заслоняет мира, а существует в согласии с ним. И тогда даже приморский ветер способен обернуться персонажем, едва ли не главным участником пейзажа. Вообще, творчество художника за многие годы пленэра так насытилось морским и таежным воздухом Приморья, что появляется чувство, будто именно воздух является автором работ, настолько легки и светоносны касания кисти, отправляющие в путь облака, бросающие свет на серебряные дождевые зеркала среди цветущего поля ирисов, растворяющие солнце в морозной февральской изморози.
Реалистическое в своей основе искусство Виктора Убираева вместе с тем лишено какой-либо догматичности и следования раз и навсегда разученным приемам. В его живописи и творческом мировоззрении соединились разные тенденции. И главные из них - это русская пейзажная школа с ее одухотворенностью и поэзией чувств, французский импрессионизм с его вниманием к световоздушной среде пейзажа, и приморская художественная традиция, создававшая в прошлом веке собственный живописный язык для дальневосточного пейзажа. Но все эти составляющие можно обнаружить, только сделав некоторое отвлеченное теоретическое усилие, потому что картины художника помимо того, что обладают художественной индивидуальностью, мгновенно узнаваемы, излучают еще и обаяние естественности, непреднамеренности, так случается дождик или расцветает приморский багульник. Он и натюрморты пишет так, словно перед ним не срезанные, обреченные на увядание цветы, а наоборот, расцветающие заросли ирисов, калужниц и маков - они расправляют стебли и лепестки, шелестят и вздыхают, играют отблесками солнечных лучей и прямо на глазах меняют свое расположение в букете.
Сама манера письма художника может быть и более традиционной, сдержанной и тщательной в проработке деталей, и более экспрессивной, порывистой, этюдной. Например, именно зимние работы у него зачастую представляют собой настоящую метель густых, фактурных мазков. А морские пейзажи, как это часто бывает в дни прозрачной осени, приобретают глубину, оптическую четкость прибрежных скал и горизонта. А есть среди работ этой выставки и такие, где художник начинает буквально выкладывать цветной мозаикой сверкающую живописную поверхность холста, как это происходит в его пленэрных натюрмортах с рыбой.
Приморский поэт Геннадий Лысенко однажды написал: «Свежей каплей чистейшей воды / смотрит день из оконной оправы; / забываю, как пахнут цветы / и примятые влагою травы». И если вы среди серой круговерти дней вдруг поймете, что теряете живое восприятие природы, то картины художника помогут вам сделать шаг к возвращению в мир, где всегда есть весна и осень, поздняя листва и первый снег, и счастье за просто так...
| |