|
Триполи - Временный премьер-министр Ливии Махмуд Джабриль (Mahmoud Jibril) заявил журналу Time вечером в четверг, что Каддафи был убит в перестрелке между повстанцами и лояльными режиму полковника бойцами в своем родном городе Сирт, в то время, когда повстанцы пытались отнести раненого полковника в машину «скорой помощи».
Джабриль также сказал, что Каддафи не сопротивлялся аресту, хотя у него в кобуре был небольшой пистолет. «Была перестрелка, и он был убит, когда они несли его в грузовик», - сказал Джабриль в интервью Time.
По словам Джабриля, Каддафи был загнан в угол, когда прятался в большой канализационной трубе в Сирте, когда мятежники приблизились к последнему участку спорной территории в городе, расположенном примерно в 230 милях к востоку от Триполи на побережье Средиземного моря. «Он не сопротивлялся, хотя у него был небольшой пистолет», - сказал Джабриль. Он был ранен в руку, а потом, когда бойцы несли его в «скорую», разразилась ожесточенная перестрелка между воюющими сторонами. Каддафи был убит в этой перестрелке, сказал Джабриль, хотя он отметил, что не знает, какая из сторон сделала смертельный выстрел. Согласно протоколу вскрытия, Каддафи был в парике. «Для меня это стало настоящим сюрпризом», - говорит Джабриль, который является второй по значимости фигурой в повстанческом Национальном переходном совете.
Как Каддафи был ранен в первый раз, еще предстоит прояснить. Агентство Reuters сообщило, что его конвой пытался бежать из осажденного Сирта, когда по нему нанес удар то ли самолет, то ли вертолет НАТО, и во время этого удара якобы погибли многие, если не большинство членов его свиты. Потрясенный и окровавленный Каддафи после этого спрятался в дренажной трубе с выжившими охранниками, и прятался там до тех пор, пока его не нашли бойцы, имеющие отношение к временным властям.
По словам Джабриля, Каддафи будет похоронен в Мисрате в рамках религиозной церемонии в пятницу, что станет нарушением мусульманской традиции, которая предписывает хоронить мертвых в тот же день до заката. Министр финансов и нефти Национального переходного совета Али Тархуни (Ali Tarhouni) поспешил в Мисрату в четверг днем, с целью увидеть тело Каддафи и обсудить вопрос о том, как его хоронить. Джабриль говорит, что чиновники Национального переходного совета были уверены, что будет неразумным везти тело Каддафи в столицу. «Я не думаю, что это было бы разумно везти тело в Триполи, где столь много гнева и горечи», - сказал Джабриль, добавив: «Это лучше и в плане уважения к телу погибшего» Каддафи, чтобы он был похоронен где-то в другом месте.
Если подробности в отчете Джабриля верны - а по его словам, он тщательно выяснил, что произошло, и составил общую картину, основываясь на выводах судмедэксперта и на сообщениях свидетелей в Сирте и в соседней Мисрате - то это будет означать, что повстанцы пытались доставить Каддафи живым. И это бы отвечало желаниям западных властей, которые в последние месяцы выражали надежду на то, что Каддафи будет судим международным судом. И Каддафи, и его сын Сейф аль-Ислам были обвинены Международным уголовным судом (МУС) в Гааге в преступлениях против человечности за предположительную отдачу приказа своим службам безопасности убивать невооруженных демонстрантов в восточной Ливии в феврале, когда начался мятеж.
На фоне того, как сотни тысяч ливийцев вышли на улицы в четверг, восторженно радуясь гибели Каддафи, подробности его смерти, казалось, отошли на второй план. В разных интервью, взятых у людей вокруг Триполи за последние два дня, многие ливийцы говорили, что они надеялись на то, что Каддафи убьют, или, по крайней мере, будут судить в Ливии, где ему почти наверняка грозил смертный приговор.
Как отметил в интервью Джабриль, «для ливийского народа не имеет значения [как именно погиб Каддафи], поскольку он сошел со сцены». Однако Джабриль, получивший образование в США экономист, сказал, что сам он ощущает разочарование в связи с тем, что Каддафи не предстанет перед судом. Его смерть, сказал он, «много значит». «Это был долгий, очень долгий ночной кошмар. Ливийский народ был лишен возможности реального развития».
Выглядя напряженным и исхудалым, Джабриль сидел ссутулившись в кресле, явно утомленный и замученный. Буквально через день после того, как он сказал на встрече с журналистами и ливийскими чиновниками, что он уходит с поста премьер-министра, он рассказал Time, что ему требуется медицинское лечение, хотя и не отметил, какого рода. Вместо того, чтобы возглавлять огромный и сложный процесс перехода Ливии к демократии, он, по его словам, направит свою энергию в восстановление «гражданских организаций», сконцентрировавшись на женщинах и образовании.
Есть и другие неотложные нужды, говорит Джабриль. И главная из них сейчас, для нового правительства - это собрать вместе по кусочкам всю Ливию в единую страну, страну, которую истрепали десятилетия диктатуры и восемь месяцев гражданской войны. В корне отличные друг от друга вооруженные ополчения, представляющие ливийские восток и запад, заявили, что они будут настаивать на ключевых портфелях в рамках нового правительства в качестве награды за свою роль в войне.
Вдобавок, Джабриль сказал, что новому правительству придется как-то предотвратить любые искушения ливийцев осуществлять акты прямой мести старым союзникам Каддафи, после десятилетий подавления последними своих противников. Он признал, что это может быть нелегко. «Должна быть переходная судебная система», - говорит он. «Люди не должны прибегать к репрессиям, они должны идти в суд. Если ваша собственность была конфискована при Каддафи, если кто-то у вас в семье был убит или посажен в тюрьму, пусть справедливость будет восстановлена своим чередом».
Вивьен Уолт (Viviene Walt)
«Time», США
| |