|
«Новый европейский театр» - так называется фестиваль, который открылся на этой неделе в Москве. Первые два спектакля поставлены по пьесам Максима Горького. О популярности автора в Европе задумался театральный обозреватель «Вестей ФМ» Григорий Заславский.
«На дне» Максима Горького, «Дети солнца» (снова Максима Горького) - первые два спектакля в афише нынешнего фестиваля «Нового европейского театра» поставлены по пьесам нашего буревестника революции.
Горького в Европе любят. Великий итальянский режиссер Джорджо Стрелер, кстати, которого у нас часто называли театральным магом и великим мастером театральной иллюзии. Больше и чаще всего ставил именно пьесы Горького, пожалуй, так же часто, как и родного итальянцам Гольдони. Но Стрелер-то был коммунистом и ему, это известно, даже предлагали однажды баллотироваться от компартии Италии в мэры Милана, режиссер отказался от такой чести.
Чем же объяснить популярность Максима Горького у нынешних молодых и зрелых европейских театральных новаторов?
Вопрос тем более интересный, поскольку у нас в России не так давно решили провести горьковский фестиваль, и старший мой коллега, Николай Иванович Жегин, с трудом наскреб программу на неделю. И это со всей России! Хороших спектаклей нет почти, самый лучший - «Дети солнца» Адольфа Шапиро в Малом театре. Шел еще его же спектакль «На дне» в Театре Табакова, где Олег Павлович играл Луку. К сожалению, он уже не идет, сняли.
Еще «Васса Железнова» давно во МХАТе идет у Дорониной, где она сама замечательно играет заглавную роль, недавно сыграли премьеру в МХТ имени Чехова, в целом, немного.
Думаю я, что причина успеха в том, что Горький, в общем, достаточно жестко ставит вопросы. И про капиталистическое общество, и про его язвы, и болевые точки, но в отличие от новой драмы, того, что пишут сегодня, Горький - все-таки профессионал, и он рассказывает длинные истории, в его пьесах есть роли, которые играть интересно, ставить интересно, можно жестче, можно мягче, короче говоря, и режиссеру есть где развернуться.
Левые увлечения европейской интеллигенции никто не отменял, потому Максим Горький им ближе многих других писателей и драматургов.
| |