|
Дмитрий Медведев в апреле 2011 года поручил правительству создать в России национальную систему медико-социальной реабилитации лиц, прошедших курс лечения от наркозависимости. Что должно лежать в основе этой системы, какие сложности возникают при ее создании, кто будет финансировать центры реабилитации?
Об этом и многом другом рассказал в интервью РИА Новости заместитель начальника научно-исследовательского центра ФСКН России Борис Крупнов.
- Борис Валентинович, что нужно сделать, чтобы помочь людям, употребляющим наркотики, освободиться от своего пагубного пристрастия и что этому мешает?
- Ответ достаточно прост. Чтобы помочь таким людям, в первую очередь, нужно увеличить доступность и эффективность услуг по реабилитации и ресоциализации наркоманов.
Однако, положение дел в оказании помощи наркозависимым, которое существует сейчас, не может удовлетворять ни государство, ни общество. Основные организационные и финансовые ресурсы государства направлены на медицинские структуры, которые проводят лишь детоксикацию наркоманов и их краткосрочное лечение, а главная и долгосрочная часть работы - реабилитация и ресоциализация - находится в России в зачаточном состоянии.
В результате, после стационарного лечения на реабилитацию направляется только 5% больных, а эффективность такого лечения без последующей реабилитации и ресоциализации не превышает 3-5% годовых ремиссий.
- Можно ли сказать, что в стране не совсем эффективно проводится курс направленный на реабилитацию наркоманов?
- Нужно признать, что система реабилитации и ресоциализации наркозависимых в России, как государственная услуга и государственная функция, отсутствует. Несущественен вклад немногочисленных государственных реабилитационных центров.
Сейчас существует только 4 центра федерального подчинения и несколько региональных на фоне нескольких сотен негосударственных центров, качество услуг которых практически никем не контролируется, поскольку деятельность в сфере социальной реабилитации не подлежит лицензированию.
Широкая дискуссия, развернувшаяся вокруг судебного процесса над Егором Бычковым, главой нижнетагильского отделения фонда «Город без наркотиков» - яркое подтверждение серьезности ситуации в этой сфере и озабоченности общественности тем, что проблема не решается уже многие годы.
- Дмитрий Медведев в апреле 2011 года на заседании Госсовета поручил организовать национальную систему медико-социальной реабилитации лиц, прошедших курс лечения от накозависимости. Как выполняется это поручение?
- По итогам этого заседания правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ было поручено организовать с привлечением негосударственных реабилитационных центров национальную систему медико-социальной реабилитации и ресоциализации лиц, в том числе несовершеннолетних, прошедших курс лечения от наркотической зависимости.
В частности, она предусматривает разработку и утверждение федеральных стандартов оказания медицинской помощи, в том числе и медико-социальную реабилитацию наркоманов, а также разработку механизма государственной поддержки общественных и религиозных организаций, успешно занимающихся воспитанием, социализацией молодежи, профилактикой наркомании и медико-реабилитационной деятельностью.
Очень важным акцентом в этом поручении является привлечение к решению важнейшей государственной задачи негосударственных реабилитационных центров. Могу сказать, что в кругу профессионалов поручения президента РФ были восприняты с большой надеждой.
- Что должно лежать в основе национальной системы реабилитации и ресоциализации наркозависимых?
- В основе этой модели должно лежать государственно-общественное партнерство, соединяющее в себе, с одной стороны, государственный заказ на социальную реабилитацию и ресоциализацию наркозависимых и контроль над исполнением этого заказа, а с другой стороны, творческую инициативу, личностный потенциал, уникальный опыт служения и милосердия общественных организаций.
В национальную сеть должны войти лучшие реабилитационные центры страны, как государственные, так и негосударственные, а главным критерием отбора таких центров должны быть качество предоставляемых ими услуг, эффективность и безопасность процессов социальной реабилитации.
- Какие задачи должна решать создаваемая система, существует ли уже алгоритм, по которому она должна развиваться?
- Национальная система реабилитации и ресоциализации должна решить несколько принципиально новых задач.
В частности, должен быть создан единый цикл оказания реабилитационной помощи наркозависимым, который включал бы выявление наркоманов, оказание им наркологической помощи, активное вовлечение их в программы социальной реабилитации, организацию постреабилитационного сопровождения.
Необходимо развить сеть реабилитационных центров, повысить эффективность и доступность помощи для больных наркоманией. Также необходима финансовая, организационно-правовая, научно-методическая и кадровая поддержка деятельности негосударственных реабилитационных центров.
Должен быть внедрен единый госстандарт социальной реабилитации наркозависимых.
Кроме того, нужно усовершенствовать межведомственное взаимодействие при реабилитации, которое должно включать взаимодействие медицинских, образовательных, социальных учреждений и общественных организаций, а также усилить госконтроль над деятельностью негосударственных, в том числе конфессиональных, реабилитационных организаций.
- Каким образом будут отбираться негосударственные центры для участия в национальной системе реабилитации наркозависимых?
- Основным механизмом отбора подобных центров для включения их в национальную сеть может стать система добровольной сертификации.
Такая система разработана и успешно апробирована НИЦ ФСКН России совместно с Институтом демографии, миграции и регионального развития в конце 2010 г.
Справедливости ради замечу, что эта система не единственная, действующая в сфере реабилитации наркозависимых. Несколько ранее была создана региональная система добровольной сертификации реабилитационных центров в Челябинской области. Отличительной особенностью нашей системы сертификации является более обширная система критериев, что позволяет проводить детальный анализ деятельности реабилитационных центров.
- Сколько негосударственных центров уже прошло подобную сертификацию?
- В декабре 2010 года была проведена первая сертификационная проверка реабилитационной деятельности Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви.
На сегодняшний день такую сертификацию прошли еще 3 центра: Спасо-Преображенский реабилитационный центр в станице Темнолесская Ставропольского края, Калининградская региональная общественная организация «Центр Ресоциализации наркозависимых и Центр психологической помощи и социальной адаптации "Ступени" в Башкирии.
Этот опыт, на наш взгляд, будет полезен для разворачивания в стране системы реабилитации альтернативной наказанию для потребителей наркотиков и лиц, привлеченных за преступления, связанные с оборотом наркотиков.
Нужно учесть, что с принятием мер правового принуждения к освобождению от зависимости, о которых говорилось на заседании Госсовета, возникнет необходимость на порядок увеличить объем реабилитационной помощи. И сделать это возможно только при опоре на эффективно работающие негосударственные организации.
Эти центры и многие другие, о которых здесь не говорилось, могут стать первыми узлами национальной сети социальной реабилитации и ресоциализации, а также пилотными площадками для отработки и трансляции эффективных моделей реабилитации.
- Какие плюсы для государства в работе подобных сертифицированных центров? Почему бы не развивать сеть государственных центров реабилитации?
| |