|
Стремление правящей в Турции Партии справедливости и развития к более твердой и независимой внешней политике помогли за последние десять лет изменить восприятие Анкары Москвой - из страны, во всем поддерживающей действия НАТО, она превратилась в более независимого участника международной политики.
«В прошлом у нас было несколько значительных событий, которые повлияли на российско-турецкие отношения и подготовили почву для дальнейшего сотрудничества», - заявил в своей беседе с SETimes Хабиб Оздаль, сотрудник Международной организации стратегических исследований, специализирующийся на изучении России и стран бассейна Черного моря.
Одним из таких значимых моментов был отказ турецкого парламента поддержать стремление Соединенных Штатов вторгнуться в северный Ирак с территории Турции в 2003 году.
По мнению Оздаля, после принятия этого решения «Анкару стали оценивать как независимого участника политики в регионе. С этой точки зрения Москва начала рассматривать Турцию в качестве важного участника, который способен отстаивать свои национальные интересы, даже если они противоречат интересам его давнего союзника».
На местном уровне рост объемов двусторонней торговли и туризма внес вклад в развитие отношений между двумя странами. Однако тесные связи с Москвой пока еще непривычны, и обе стороны в настоящее время работают, чтобы установить доверительные отношения на уровне высших эшелонов власти.
«Она [Турция] является членом НАТО с 1952 года, что, вместе с процессом ее интеграции в Евросоюз, позволило возникнуть определенному уровню доверия [Западу] в кругах турецкой политики, государственных органов, служб безопасности, деловой и военной элиты», - рассказал Марат Тертеров, основатель Европейского геополитического форума.
«В российско-турецких отношениях нет эквивалента подобному доверию. Сейчас они в процессе его создания».
Одним из потенциально спорных пунктов в их отношениях является жесткий протест России против решения НАТО о развертывании системы ПРО, которая включает в себя размещение радара передового базирования на территории Турции.
«В то время как большинство россиян в целом разделяют опасения США и НАТО в отношении стран с потенциалом для производства ракет, таких как Иран, они не понимают, что подобные производства могут возникнуть в ближайшем будущем»,- высказался в своей беседе с SETimes Николай Соков, старший научный сотрудник Венского центра по разоружению и нераспространению.
«Согласно российским оценкам, Иран еще далек от производства ракет дальнего действия. Следовательно, Россия считает, что истинная причина размещения системы ПРО отличается от той, о которой заявляют публично».
Недавно достигнутые соглашения о начале новой программы в рамках «поэтапного адаптивного подхода» с Турцией, Румынией, Польшей и Испанией встретили жесткую критику со стороны Москвы.
«Это касается не столько самого радара - его размещение не направлено против России. Это скорее воспринимается как дальнейшее свидетельство того, что НАТО продолжает реализовывать свои планы, связанные с размещение систем ПРО, без согласования их с Москвой», - сказал Соков.
«Выдвигаются аргументы, что система ПРО может подорвать российский стратегический потенциал», - заявил Павел Подвиг, директор и ведущий исследователь проекта «Ядерное вооружение России», в разговоре с SETimes.
По мнению Подвига, «эта система ни в коем случае не может стать угрозой кому-либо», однако «министерства обороны [стран-членов НАТО] используют ее в качестве предлога для разработки новых программ и получения прибыли».
| |