|
Американские педиатры призывают оградить маленьких детей от просмотра телевизора. Речь идет в первую очередь о детях, не достигших двух лет. Дело в том, что исследования показали, что просмотр телепередач, даже детских, негативно сказывается на развитии ребенка, в частности на его речи. А как вы отвлекатете детей от телевизора?
Об этом Людмила Шаулина беседовала с детским психологом Антоном Сориным и радиослушателями в эфире радио «Вести ФМ».
Шаулина: У нас в наличии исследования американских педиатров, которые утверждают, что до двух лет уже дети становятся постоянными зрителями и поклонниками телевидения и всего, что с этим связано, в частности, всяких псевдообразовательных DVD. Как вы считаете, каким образом можно отучить ребёнка от смотрения телевизора, потому что, действительно, это какое-то уже повальное заболевание?
Сорин: Для того чтобы кого-то от чего-то отучить, нужно начинать с того, чтобы самому этого не делать. Вы же прекрасно понимаете, что любое обучение детей происходит, в первую очередь, по принципу подражания.
Шаулина: То есть, это, прежде всего, психологическая проблема не детская, а взрослая?
Сорин: Безусловно. Это вопрос абсолютно из той же серии: как научить своего ребёнка читать книжки. Справиться с этой ситуацией можно только одним способом принципиально. Можно просто самому их читать.
Шаулина: Читать вслух или читать, закутавшись в плед и свернувшись калачиком в каком-нибудь углу дивана?
Сорин: Нет. Когда вы читаете для себя, и ребёнок понимает, что это нормальное явление и что это некоторая часть жизни вашей и некоторая часть его жизни, а телевизор в этом смысле как раз такой частью не является, вот тогда и происходит всё то, что, собственно, мы так сильно жаждем.
Шаулина: Но, с другой стороны, ведь действительно очень много всяких выпускается DVD, на которых написано «Образовательная программа», «Учим различать цвета» и так далее.
Сорин: Да. И что?
Шаулина: Ребёнку ставишь такой фильм, ребёнок с удовольствием это всё смотрит, изучает и на протяжении сорока минут не беспокоит маму.
Сорин: Ребёнок с удовольствием смотрит на то, как картинки на экране мелькают. Я сильно сомневаюсь, что за этим стоит какой бы то ни было вообще обучающий эффект. По крайней мере, таких исследований я не встречал.
Шаулина: Но зато есть исследования (я разные исследования насобирала) о том, что дети, которые много смотрели в детстве телевизор,в итоге замедлялись очень в речевом развитии.
Сорин: Естественно. Конечно.
Шаулина: Почему естественно?
Сорин: Потому что нервная система функционирует в соответствии с Карлом Марксом: если где-то что-то прибыло, значит где-то что-то убыло. Перегружая канал сенсорного восприятия глазного, мы, естественно, наносим удар по другим.
Шаулина: Мне, например, не очень понятно, почему, если ребёнок смотрит на маму, которая с ним разговаривает, или смотрит на экран, где какая-нибудь тётя тоже разговаривает, какая в этом разница, почему перегружается этот сенсорный канал.
Сорин: Потому что смотреть на маму и смотреть на экран телевизора - это несколько разные вещи, с точки зрения глаза.
Шаулина: Расскажите.
Сорин: Мама не мелькает, во-первых.
Шаулина: Ой, смотря какая мама.
Сорин: Мама при любом обстоятельстве не мелькает. То есть вообще восприятие телевизионного экрана - это совершенно отдельная история.
Шаулина: Но плазменные экраны теперь настолько хороши, что тоже не мелькают.
Сорин: Хорошо. Во-вторых, мама естественно объёмна. А телевизионное изображение по природе своей плоско для восприятия.
| |