Московский Политехнический музей готовится к переезду во временные помещения. Вскоре начнется реконструкция старинного здания, в котором полтора века хранились уникальные экспонаты. Новый облик музей получит под руководством молодого японского архитектора, который выиграл конкурс.
На луне не был, но к полету готов до сих пор. За плечами - полная система жизнеобеспечения. Из-за такого рюкзака стали говорить не «надеть скафандр», а «войти в скафандр» - через люк на спине. Эту секретную разработку еще не видели нигде, кроме Звездного городка. Теперь скафандр в реставрационной мастерской Политеха, и таких уникальных вещей здесь сейчас не одна сотня.
«Проводится программа реставрации для тех предметов, которые могут не пережить переезда, которые находятся в опасности сейчас, - то есть на полке стоят, еще могут терпеть, а при переезде могут быть утрачены», - объясняет заместитель генерального директора Политехнического музея по научной работе Наталья Чечель.
Политех - на чемоданах. Через год старейший музей науки и техники в мире впервые покинет здание, которое занимал полтора века. И которое все это время не знало ни одного капремонта. Коммуникации уже не те. Но главное - музею сегодня очевидно тесно.
«Мы хотим вернуть ему галерейную структуру, проходы с севера на юг, расширенные пространства, потому что сейчас они очень стесненные и сжатые», - говорит генеральный директор Политехнического музея Борис Салтыков. - Не хватает места для новых идей, временных экспозиций, поэтому просто отремонтировать в этом виде не надо точно".
Политех должен стать крупнейшим в Европе олицетворением креативности архитектурной мысли. Воплощать все это предстоит японцу Дзюнья Исигами. Молодой архитектор, обладатель Золотого льва Венецианской строительной биеннале, он стал лучшим из 25 претендентов на открытом конкурсе.
Сам автор проекта реконструкции рассказывает: «Опыт работы в России, мне кажется, будет ни на что не похож. Задача в том, чтобы сохранить в основе русскую культуру и при этом наделить здание современными чертами».
Находить форму современного содержания Исигами не привыкать: он - автор проекта технологического института в Канагаве. Графика выверенных линий фасада и изогнутые легкие арки, как глоток воздуха. Здание словно парит над землей. Приподнять архитектор планирует и российский музей.
Японский архитектор увидел Политехнический как музей-сад. Причем зеленая зона должна появиться не только вокруг здания, но даже под ним. Тротуара не будет. Уровень земли хотят понизить на несколько метров и сделать пологий спуск сразу на цокольный этаж. Стены бывших подвалов станут арками, и все это пространство займет подземный дендропарк. Здесь высадят траву, деревья и, возможно, даже разместят часть экспонатов.
Зеленым проект будет во всех смыслах. Энергосберегающий - есть планы использовать тепло метрополитена, чтобы сохранить сад под открытым небом даже в мороз. Залами могут стать два внутренних дворика, их хотят накрыть специальной пленкой. За исключением разборки перегородок в цоколе, этот проект самый щадящий по отношению к старому зданию. Вот только все согласования ещё впереди.
«Боюсь, что дальнейшая привязка идеи ко всем регламентам обкорнает эту идею висячих садов и использования окружения вокруг. Да и вообще это место сегодня - транспортный перекресток, думаю, стоит подумать о дополнительной площадке», - считает президент Российской академии архитектуры и строительных наук Александр Кудрявцев.
Второе здание тоже в проекте, предположительно, в районе МГУ. Туда переедет библиотека в 3,5 миллиона томов, разместятся научные лаборатории, новое хранилище. Но сейчас решают, куда перемещать фонды на время реконструкции. Ведь вывезти предстоит 210 тысяч экспонатов - от коллекции писчих перьев до макета атомной бомбы, сотни ретро-автомобилей и мотоциклов, полсотни движущихся макетов - от гигантского шагающего экскаватора в масштабе один к десяти до буровой вышки - и это еще мелочи.
Старший научный сотрудник отдела материалов и технологий Политехнического музея Борис Лобов показывает: «Это вообще абсолютная копия работы настоящей доменной печи в масштабе один к двадцати пяти. Начиная от вагонов и кончая количеством фонарей на эстакаде».
Один из самых весомых во всех смыслах экспонатов, это был подарок товарищу Сталину на 70-летие от днепропетровских металлургов. Тогда конструкцию монтировали по частям. А как теперь разбирать? «Возможно, придется механически разрезать, чтобы вынести по деталям», - полагает заведующий отделом реставрации музея Анатолий Ларионов.
Вернется ли экспонат в этот зал, неизвестно. На интерьеры и экспозицию конкурс будет отдельный. Возможно, будет три больших зоны - Энергия, Материя и Информация. Есть и желание сделать музей интерактивным, чтобы вернуть ему прежнюю популярность. Сейчас 80 процентов посетителей - это школьные экскурсии.