24 октября - сто лет со дня рождения Аркадия Райкина. Актера, сатирика, режиссера, который олицетворял собой целую эпоху в истории советской эстрады.
Его называли «человеком с тысячью лиц» за удивительный дар перевоплощения. Билеты на его спектакли доставали с боем, во время телепередач с его участием от экрана не отходила вся страна. А фразы, произнесенные Райкиным со сцены почти полвека назад, цитируют до сих пор.
Зрители не просто хохотали - плакали от смеха на концертах Райкина. Ходили на выступления по несколько раз, затем пересказывали знакомым миниатюры про зубной мост, плохо сшитый костюм, дефицит.
«Много раз я выходил на сцену с миниатюрами, которые читал Райкин. Казалось бы - выучил и скажи. Нет, чего-то во мне не хватает, того, что было у Райкина», - говорит народный артист СССР Олег Басилашвили.
Он получил профессиональное образование в Ленинграде, ровно один день проработал в Александринском театре и сбежал оттуда - решил, что не имеет права выходить на одну сцену с великими Бабочкиным и Полицеймако. Успех пришел в 1939-м, когда он выступил с танцевально-мимическим номером «Чаплин».
В то время артисты и писатели изъяснялись на эзоповом языке, а зрители и читатели с жадностью ловили этот скрытый смысл. Райкинские миниатюры, казалось бы, о бытовых проблемах - соседях по коммуналке, водопроводчиках, завмагах. Но по сути - о ненормальности советской жизни.
Это сцена из спектакля «Ах, какая это была удивительная игра» в Петербургском театре «Русская антреприза». Художественный руководитель Рудольф Фурманов дружил с Аркадием Райкиным, организовывал антрепризные спектакли в провинции. Ездили вместе - Аркадий Райкин, Олег Басилашвили, Лариса Голубкина, Вадим Медведев.
«Басилашвили читал стихи Маяковского, а Райкин вместо отдыха слушал и говорил "Ах, как он читает стихи, я получаю удовольствие". А потом, проглотив очередную пилюлю, он выбегал как мальчишка на сцену и читал очередной монолог. Это чудо!» - вспоминает Фурманов.
Аркадий Райкин всегда был требователен к себе и другим. Смена масок и костюмов в легендарном спектакле «Откровенно говоря» - его находка.
Руфь Райкина работала вместе с мужем в Театре миниатюр, она была не только актрисой, но и старостой коллектива, помогая супругу во всем. Жесткий и амбициозный Аркадий Исаакович прислушивался только к мнению Ромы - так ее называли друзья.
«Большая умница, интеллигентная,очень образованная, умная женщина. Она, конечно же, очень влияла на папу и как-то его подправляла, исправляла», - вспоминает Константин Райкин.
Райкина и его театр не любил Григорий Романов - первый секретарь Ленинградского обкома партии. Особую ненависть вызвал спектакль к 100-летию Ленина, где Райкин цитировал вождя мирового пролетариата. Разумеется, спектакль на телекамеры не снимали.
Большая Конюшенная улица в Петербурге и Театр эстрады, где с 1939 года Аркадий Райкин выступал со своим коллективом. Его Театр миниатюр давал здесь по нескольку спектаклей в месяц с неизменным аншлагом. Однако с 70-х Райкин уже предпочитал выходить на сцены Домов культуры. Своего помещения Театр миниатюр в Ленинграде так и не получил, что стало одной из причин отъезда.
Отчаявшись, Райкин лично попросил помещение для своего театра у Леонида Брежнева. Генсек распорядился. В 1982-м Театр миниатюр переезжает в Москву. Ленинград Аркадий Исаакович покинул только через четыре года - пожилым человеком, пережившим несколько инфарктов. Он ушел, когда стало трудно выходить к своим зрителям - а вне эстрады Райкин себя не мыслил.