|
24 октября исполняется 100 лет со дня рождения Аркадия Райкина. Его популярность была огромной, крылатыми фразами из его моноспектаклей люди буквально разговаривали. Об актере, который говорил публике всегда больше, чем мог сказать, обозреватель «Вестей ФМ» - Григорий Заславский.
Сегодня уже и не разберешь, и не разделишь, за что больше любили Аркадия Райкина: за то, что он говорил, или за то, о чем сказать не мог, о чем не договаривал. Когда говорят, что искусство в те советские годы, держало фигу в кармане, то, пожалуй, Аркадий Райкин - самый яркий тому пример.
Его популярность зашкаливала, немногие сегодняшние поп-звезды могут похвастаться такой всесоюзной известностью и успехом - успехом у всех слоев населения. То, о чем он говорил и о чем не договаривал, было понятно всем. Об этом, кстати, сказал однажды тот же Александр Анатольевич Ширвиндт:
Никогда не было специального репертуара для сталеваров, для академиков, для дома актеров или хлеборобов. У него был свой репертуар: актера, сатирика, эстрадника. Это великая школа была.
Люди - на улице, в очередях, в разговорах дома и на работе - разговаривали цитатами из его спектаклей: «В греческом зале, в греческом зале...». Или - «Если меня прислонить к теплой стенке...». Прошло уже - сколько? - четверть века после его смерти, Райкин умер в 87-ом, а интонации впаяны в память навсегда, их забыть невозможно.
Сын, конечно, может и преувеличивать, но тут Константину Райкину можно и стоит поверить, когда он сравнивает отца и ищет ему аналоги не среди актеров эстрады. Он сравнивает его с великими комическими, но одновременно и трагическими актерами эпохи, всех времен и народов - с Чаплиным, например. Говорили, что в СССР не было театра абсурда, что мы его не знали. Как же - не знали! Райкин заменил собой, сыграл нам всё про абсурд, про Годо, которого никогда не дождутся. А Жванецкий в его исполнении был не хуже и не меньше, чем Беккет и Ионеско. Правда-правда. Черно-белые фильмы сохранили труд, да, Райкин - это талант плюс величайший труд, как говорят - кровь и пот. Он почти не покидал сцену, переоблачался за секунды, благодаря десятку помощников, которые ассистировали ему за сценой, помогали Райкину быть таким - легким, аристократичным, летящим. Как сказал однажды его сын, сегодня - худрук и народный артист России:
Он играл до последних дней 20 спектаклей в месяц! Ну какой артист Советского Союза может это число предъявить как свою норму! Это немыслимо даже для молодого. А он ведь практически не уходил со сцены в своих спектаклях.
И еще: пожалуй, вряд ли Райкин был бы так любим, если бы ко всей сатире, которая была в его номерах и которая не попадала на сцену, - если бы ко всему этому не добавлялась его обезоруживающая улыбка и - доля, обязательная доля сентиментальности. Без этого большого русского актера не бывает.
| |