|
До очередной раздачи «Оскаров» - самых престижных кинонаград на свете - осталось примерно четыре месяца.
Если верить календарю, вся зима и кусочек осени, но в системе координат обозревателя FashionTime - самая малость. В конце концов, не зря же эта колонка носит такое название - пора беспочвенных спекуляций прошла, а на смену ей пришло время начинать обратный отсчет недель, дней, премьер и ковровых дорожек, оставшихся до главного события сезона. Впереди, как водится, подробнейший анализ всех ключевых категорий и обстоятельный прогноз оскаровской погоды, ну а пока - краткое, насколько это в принципе возможно, введение в тему.
Как уже говорилось месяцем ранее, явных фаворитов у неофициально стартовавшей c недавнего объявления номинантов Gotham Awards оскаровской гонки нет - несмотря на то, что из серьезных игроков по-прежнему отмалчиваются лишь самые стойкие: Touchstone c «Боевым конем» Стивена Спилберга (Steven Spielberg), Paramount с «Молодой совершеннолетней» Джейсона Райтмана (Jason Reitman), Warner с «Дж. Эдгаром» Клинта Иствуда (Clint Eastwood) и «Жутко громко и запредельно близко» Стивена Долдри (Stephen Daldry) и, наконец, Columbia с самым долгожданным фильмом зимы - «Девушкой с татуировкой дракона» Дэвида Финчера (David Fincher).
Ну а пока этот - внушительный, спору нет - отряд темных лошадок готовится показаться из тени (весь процесс едва ли займет больше месяца), симпатии экспертов и предпочтения прогнозистов делятся между полудюжиной картин, ни одна из которых не заявила о своих правах на признание громче конкурентов. На первый-второй в соответствующей табели о рангах рассчитались фестивальные фавориты - «Артист» Мишеля Хазанавичуса (Michel Hazanavicius), немая черно-белая мелодрама студии The Weinstein Company, и «Потомки» Александра Пэйна (Alexander Payne), заряженная star power Джорджа Клуни (George Clooney) трагикомедия Fox Searchlight.
«Мартовские иды», снятая тем же Клуни политическая драма Columbia, возглавляет список возможных («Артист» и «Потомки» принято относить к «вернякам») номинантов в категории «Лучший фильм» (таковых, напомню, может быть от 5 до 10 - все зависит от того, сколько картин наберут прожиточный минимум в 5% бюллетеней, куда их вписали под №1). Рядом - всеми любимая романтическая комедия Вуди Аллена (Woody Allen) «Полночь в Париже» (Sony Classics), экранизация бестселлера «Прислуга» (Walt Disney) и британский исторический триллер «Шпион, выйди вон!» (Focus Features).
Особенно преданным поклонникам живых классиков Терренса Малика (Terrence Malick) и Мартина Скорсезе (Martin Scorsese) нравится думать, что есть шансы и у «Древа жизни» с «Хранителем времени». Бесспорно призового калибра главная роль Брэда Питта (Brad Pitt) и сценарий, переписанный Ааароном Соркином (Aaron Sorkin), вынуждают включить в этот список «Человека, который изменил все» (в российском прокате - с прошлой недели). Наконец, по-прежнему находятся наивные люди, не извлекшие урока из оплеух «Темному рыцарю» и «Началу», а потому всерьез рассуждающие о том, назовут ли академики в числе лучших фильмов года триумфальный финал поттерианы - «Гарри Поттер и Дары смерти: Часть II».
Несколько яснее общая картина в актерских категориях. Четыре из пяти мест в номинации «Лучшая мужская роль» предположительно забронировали Клуни за «Потомков», Питт за «Человека...», Гэри Олдман (Gary Oldman) за «Шпиона» и француз Жан Дюжарден (Jean Dujardin) за «Артиста» - хотя значимость каннской победы последнего, мне кажется, преувеличивают. Лидером в споре за пятую строчку считается Леонардо Ди Каприо (Leonardo DiCaprio) - но пока исключительно благодаря репутациям главной звезды и режиссера «Дж. Эдгара». Если кто-то из этой пятерки не оправдает авансов, у входа в топ-5 выстроилась впечатляющая очередь: Райан Гослинг (Ryan Gosling) из «Мартовских ид», «Майкл Фассбендер» (Michael Fassbender) из «Стыда», Майкл Шеннон (Michael Shannon) из «Укрытия», Вуди Харрельсон (Woody Harrelson) из «Бастиона» и мой фаворит - Том Харди (Tom Hardy) из «Воина».
В соседней, женской категории ожидается дуэль двух близких подруг и ветеранов цеха - не выигрывавшей с 1983 года Мерил Стрип (Meryl Streep) за роль Маргарет Тэтчер в «Железной леди» и не выигрывавшей ни разу Гленн Клоуз (Glenn Close) за роль женщины, притворяющейся мужчиной, в «Таинственном Альберте Ноббсе». Учитывая всю фактуру, сложно представить себе, что у Стрип с Клоуз найдутся конкурентки, но как минимум Виолу Дэвис (Viola Davis) из «Прислуги» и Мишель Уильямс (Michelle Williams) из «Семи дней и ночей с Мэрилин Монро» недооценивать не стоит - как, наверное, и Шарлиз Терон (Charlize Theron), дефилирующую в роли комической стервы в «Молодой совершеннолетней». Не стоит удивляться, если именно в этой номинации будет отмечена одна из громко заявивших о себе юниорок - Элизабет Олсен (Elizabeth Olsen) («Марта, Мейси, Мэй, Марлен»), Фелисити Джонс (Felicity Jones) («Как сумасшедший») или, чем Финчер не шутит, голливудская Лисбет Саландер - Руни Мара (Rooney Mara).
Хватает недавних дебютанток и среди потенциальных соискательниц «Оскара» на лучшую женскую роль второго плана - это и Шейлин Вудли (Shailene Woodley) за «Потомков», и Кэри Маллиган (Carey Mulligan) за «Стыд», и феноменальная Джессика Честейн (Jessica Chastain) за примерно любой из полудюжины фильмов, в которых она появилась в 2011 году. Впрочем, главные фаворитки здесь - это все же актрисы с опытом: английские гранд-дамы Ванесса Рейдгрейв (Vanessa Redgrave) из «Кориолана» и Джуди Денч (Judy Dench) из «Дж. Эдгара», а также Октавия Спенсер (Octavia Spencer) из «Прислуги». Успех «Артиста» может сыграть на руку жене режиссера Беренис Бежо (Berenice Bejo), а коллективное желание отметить «Опасный метод» - сыгравшей в нем наиболее колоритную роль Кире Найтли (Keira Knightley).
Наконец, никакой ясности в кои-то веки не наблюдается в категории «Лучшая мужская роль второго плана». У нее есть ранний фаворит - Кристофер Пламмер (Christopher Plummer), звезда замечательной трагикомедии «Начинающие», - но тотальное доминирование, каким могли похвастаться в прошлые годы будущие оскароносцы Леджер, Бардем, Вальц или Бейл, ветерану, кажется, не грозит. Среди его вероятных соперников - другие заслуженные артисты: Макс фон Сюдов (Max von Sydow) («Жутко громко и запредельно близко»), Ник Нолте (Nick Nolte) («Воин»), Кеннет Брана (Kenneth Branagh) («Семь дней и ночей с Мэрилин Монро») и Альберт Брукс (Albert Brooks) («Драйв»), аргументы в пользу которого кажутся пока наиболее убедительными. Не стоит, впрочем, недооценивать и обычных подозреваемых - Клуни за «Мартовские иды», Питта за «Древо жизни» и Филипа Сеймура Хоффмана (Philip Seymour Hoffman) за что угодно.
Так или иначе, есть подозрение - или как минимум надежда, - что грядущий оскаровский сезон окажется не таким предсказуемым, как три предыдущих (чего стоит отсутствие Pixar в числе фаворитов анимационной категории) - если, конечно, не придет Спилберг, который все испортит.
| |