|
Министр образования укрепляет свои позиции при помощи всех звеньев образовательной цепи, начиная cо студентов и заканчивая педагогами
В пятницу, 28 октября, в Киеве состоится III Всеукраинский съезд работников образования. По идее, это мероприятие должно было бы стать важным событием для работников украинских учебных заведений. Хотя бы потому, что со времен предыдущего съезда минуло уже 10 лет, в украинском образовании произошли заметные изменения, а значит, назрела необходимость выработать планы по дальнейшему развитию отрасли. Собственно, именно это - принятие новой Национальной стратегии развития украинского образования до 2021 года - и является официальной темой грядущего съезда. Однако на поверку это благое начинание может оказаться лишь очередным кирпичиком в фундаменте под креслом нынешнего главы Министерства образования, молодежи и спорта Дмитрия Табачника.
«...Министерство... запланировало провести съезд в хорошо известных советских традициях, чтобы лучше выразить "всенародную поддержку" нынешним руководителям министерства и обелить их от очевидного провала...», - подобное заявление можно было бы проигнорировать как, скажем, маргинальное или несущественное, если бы оно не принадлежало Академии наук высшей школы Украины.
На прошлой неделе она призвала бойкотировать съезд, являющийся, по идее, высшим органом общественного самоуправления в образовании. По мнению Академии, текст Стратегии появился на сайте МОН слишком поздно, чтобы педагоги и ученые успели с ним вдумчиво ознакомиться. Что, впрочем, не помешает принятию съездом «правильного» решения, поскольку его делегаты были отобраны «по указанию сверху».
И это - лишь частичка мозаики, призванной выставить инициативы Минобразования в лучшем свете. Еще одной может стать проведение Всеукраинского студенческого референдума, проанализированного научным руководителем Фонда Демократических инициатив Ириной Бекешкиной.
Всего на референдум вынесено 7 вопросов. Из них первые шесть поражают своей невинностью и бессмысленностью: знаете ли вы о новой редакции Закона «О высшем образовании», поддерживаете ли норму о повышении стипендии, норму о неизменности оплаты за обучение на протяжении всей учебы, обязательное финансирование студенческого самоуправления, свободный выбор дисциплин в вариативной части образования... Разумеется, на подобные вопросы - кроме, разве что, первого - любой студент, пребывающий в светлом уме и добром здравии, ответит положительно. Однако вся суть затеи кроется в заключительном, седьмом вопросе: «Поддерживаете ли вы как можно более скорое утверждение Законопроекта?». После такой предварительной «PR-подготовки» уже как-то странно отвечать «нет».
Вот такая «ловкость рук» - и активно продвигаемый Дмитрием Табачником законопроект вдруг получает всенародную поддержку. Если, конечно, таковой можно назвать опрос лишь 100 тысяч учащихся из 100 вузов страны (то есть, по 3-4 университета из каждого региона). Что, впрочем, уже не столь важно: имея на руках нужные результаты подобного «референдума», руководству Минобразования будет намного проще заявлять о своих непревзойденных успехах. Тем более, что у МОН есть еще и целый «вагон» хвалебных отзывов от студенческого организаций, которые летом этого года, как по команде, взялись возносить оды законопроекту, который в экспертном сообществе не ругал разве что ленивый.
И это - лишь внешняя сторона фасада, за которым скрывается куда более прозаичная реальность. Потому что если проанализировать изменения, предложенные министерством за последние два года, то создается стойкое убеждение, что основная их масса направлена не столько на улучшение ситуации в образовательной отрасли, сколько на сосредоточение в руках МОН все новых и новых рычагов влияния. В ход идет все: от откровенного подминания под себя чужих функций, как в случае с роспуском ВАК, до обещаний невиданных бюджетных 93 млрд. грн. на образование в следующем году и расширения круга «благодарных» и «обязанных». Так, благодаря новым правилам приема в вузы, сократившим роль внешнего независимого оценивания знаний при поступлении, свои «подарки» получили, с одной стороны, ректора украинских вузов, а с другой - директора украинских школ. Первые - в виде дополнительных баллов, начисляемых, например, за посещение подготовительных курсов, вторые - в виде среднего балла аттестата. Что, в свою очередь, позволяет и тем, и другим повышать шансы на успех «нужных» детей, возвращая в систему образования коррупционные механизмы.
Такое положение дел свидетельствует о том, что мечты критиков главы Минобразования о его скорой отставке, скорее всего, так и останутся мечтами. Потому что вопреки едкому недовольству премьер-министра Николая Азарова и периодическим окрикам президента, Дмитрий Табачник дает четко понять, что он занял кресло министра образования всерьез и надолго. А чтобы претензий к нему было поменьше, в работе и дальше будет делаться упор на создание красивой картинки, иллюзию народной поддержки и выделение достижений подотчетного ведомства.
Впрочем, это всего одна сторона медали, обращенная в большей мере к общественности. Есть и другая сторона: своими действиями министр также может сигнализировать правящим политэлитам, что способен сформировать послушное или, по крайней мере, зависимое от него сообщество, которое будет работать на продвижение «политики партии» в массы. А если нужно - то и поддержит нужные решения посредством тех самых показательных референдумов, заявлений функционеров лояльных студенческих организаций и «правильных» голосований предварительно отобранными делегатами.
| |