|
Россия проиграла тендер на поставку Индии вертолетов Ми-28Н «Ночной охотник». Индийские военные предпочли закупить американские AH-64D «Апач» разработки Boeing. Эксперты объясняют это желанием Дели диверсифицировать вертолетные поставки.
По результатам проведенных испытаний Индия решила закупить для своей армии американские вертолеты AH-64D «Апач» разработки Boeing, а не российские ударные вертолеты Ми-28Н «Ночной охотник», сообщил «Интерфаксу» во вторник информированный источник в оборонном ведомстве страны.
Ранее официальные лица, знакомые с ходом тендера по ударным вертолетам, отмечали, что после проведенных в конце 2010 года испытаний AH-64D «Апач» понравился ВВС Индии больше, чем Ми-28Н «Ночной охотник». В ходе испытаний обе машины отработали на отлично, но индийские военные все же отметили превосходство американских систем в таких ключевых характеристиках, как повышенные возможности, а также готовность работать при любой погоде, сообщает АРМС-ТАСС.
Ми-28Н «Ночной охотник» предназначен для поиска и уничтожения танков и другой бронированной техники, а также малоскоростных воздушных целей. На вертолете используются пушка калибра 30 мм, противотанковый ракетный комплекс «Атака-В», ракеты класса «воздух-воздух» и другое вооружение.
AH-64D «Апач Лонгбоу» разработан для борьбы со стационарными и подвижными наземными, а также с низколетящими воздушными целями в любое время суток в сложных метеоусловиях и плохой видимости. Это модернизированный вариант вертолета АН-64А «Апач», который начал поступать на вооружение в 1984 году.
Сейчас в Индии реализуется три тендера по замене существующих парков вертолетов. Для ВВС Индии планируется закупить 22 ударных, 12 тяжелых транспортных и 197 легких вертолетов общего назначения общей стоимостью свыше 2,5 млрд долларов. Контракт на поставку 22 ударных вертолетов в перспективе планируется пролонгировать до 44 и более машин. Российские компании приняли участие во всех трех конкурсах, однако пока неизвестно, кто станет победителем в двух остальных. Особенно важна для нашей страны сделка по легким вертолетам, поскольку она позволит России внедриться в новый для себя на индийском рынке сектор.
Финальная борьба разворачивается между двумя претендентами - AS550 разработки франко-германского консорциума Eurocopter и Ка-226Т российской фирмы «Камов». Победитель получит контракт на замену многочисленного индийского парка вертолетов «Алуэтт-2/3», в основном базируемого в северных горных районах. В конкурсе по выбору подрядчика на поставку тяжелого транспортного вертолета конкуренция развернулась между российским Ми-26Т2 и американским CH-47F «Чинук». Boeing обращает внимание на такие достоинства «Чинука», как возможность эксплуатации на большой высоте без управления рулевым винтом, ограничение клиренса несущего винта, расширенный диапазон посадочных режимов, сниженное влияние воздушного потока и увеличенная подъемная сила.
Российские производители, в свою очередь, делают ставку на снижение издержек - сейчас в ВВС Индии эксплуатируется четыре Ми-26 старого поколения, для обслуживания которых создана соответствующая инфраструктура на базе в Чандигархе. Планы Минобороны Индии по закупкам вертолетной техники предусматривают также в перспективе еще несколько конкурсов, в том числе на поставку многоцелевых вертолетов для ВМС страны. По оценке экспертов, в предстоящее десятилетие Индия примет на вооружение 700 новых вертолетов.
«До настоящего времени Россия доминировала в вертолетных поставках на индийский рынок. Возможно, Индии захотелось диверсифицировать поставки, поэтому она отдала преимущество американцам, - объяснил газете ВЗГЛЯД замдиректора Центра анализа мировой торговли оружием Владимир Шварев. - Другого объяснения поражения России в тендере я найти не могу - по тактико-техническим характеристикам мы ни в чем не уступали американцам. Кроме того, я предполагаю, что российские ударные вертолеты были более предпочтительнее и по ценовым характеристикам. Производство американских вертолетов гораздо дороже, поэтому их стоимость на 20-25% больше российских. Но в любом случае Индия не могла отдать победу по всем трем тендерам России».
Впрочем, у России довольно большие шансы на победу в двух других тендерах, отметил Владимир Шварев. Он оценил возможность РФ выиграть в тендере на легкие вертолеты в более 50%. А выигрыш нашей страны в борьбе за поставку тяжелых транспортных вертолетов возможен с вероятностью в 50 на 50.
| |