|
Прошел день с того момента, как в неназванном районе пустыни было погребено тело Муамара Каддафи. Чем жила Ливия эти сутки?
Вооруженные формирования новых властей страны продолжали во вторник поиски в Сирте остатков армии экс-руководителя Джамахирии. Итогами «зачисток» стало задержание десятков «каддафистов», многие из которых были ранены и практически не оказывали никакого сопротивления. Их судьба вызывает обоснованную тревогу, в том числе со стороны ООН, памятуя о том, что плененного раненного Каддафи безжалостно убили, а потом еще глумились над бездыханным телом. Отнесутся ли бойцы ПНС с большим уважением к жизни захваченных? Может, воспримут напоминание египетского имама Аль-Азхара шейх Ахмед ат-Тейиба о том, что «ислам категорически не приемлет издевательств над ранеными и погибшими, всевышним предопределено почитать людей, живых и мертвых, это устанавливала этика человеческих войн в прошлом, это же предусматривают права человека в настоящем»?
Не стало лучше и в самом Сирте. Накануне из-за искры с электрогенератора взорвалась и загорелась АЗС, погибли более 100 человек и около 50 - получили ранения. А город, который долгое время находился в осаде и подвергался массированным артобстрелам, и без того представляет печальное зрелище. Там не осталось практически ни одного целого дома, разрушены многие объекты инфраструктуры, на восстановление которых потребуются годы. На улицах и в зданиях много тел погибших, в том числе мирных граждан.
Одной из главных тем в течение все более активных дискуссий в обществе в последние сутки стало будущее страны в свете отношений между племенами, которые Каддафи умело выстраивал и старался сглаживать конфликтные ситуации. Теперь такого «медиатора» нет, равно как отсутствует и цель /свержение полковника/, которая на несколько месяцев отодвинула на задний план межплеменные распри. И накануне уже появились заявления, которые можно считать предвестниками пока словесной баталии по теме - кто внес наибольший вклад в победу над режимом. А ведь в стране в общей сложности насчитывается порядка 140 больших и малых племен. Не случайно агентство Рейтер напомнило во вторник предупреждение, опубликованное международной консалтинговой фирмой в сфере рисков «Мэйплкрофт» о том, что «серьезную тревогу вызывает перспектива обострения противоречий или даже конфликтов с использования силы между племенами, кланами и этническими группами /прежде всего между арабами и берберами/».
К этому можно добавить еще и межрегиональную нелюбовь ливийцев, которая также обещает обостриться, по крайней мере в ближайшее время, по следам победы над Каддафи. И эта нелюбовь уже все настойчивее звучала в высказываниях на торжествах по случаю свержения режима. Ведь жители Триполи не жалуют сограждан из Бенгази и Мисраты, и порядок перечисления городов можно менять, но суть отношений останется прежней.
Среди точек напряженности аналитики называют и вечную борьбу между представителями исламского и светского миров, которая вряд ли утихнет с наступлением новой эры в жизни государства. Пока ПНС заявляет, что страна будет жить по законам умеренного ислама. Однако насколько можно ему верить? Ведь Совет сам же нарушил мусульманские обычаи - бывший лидер Джамахирии должен был быть похоронен еще в день гибели - в прошлый четверг, до захода солнца. Возможно, что данное обстоятельство также напрягает как светских деятелей Ливии, так и страны Запада по поводу исламского будущего - насколько жестким будет «умеренный» религиозный уклад в одном из основных игроков на нефтяном рынке мира.
Суммируя все сказанное, можно говорить о большой неопределенности по поводу собственного будущего в умах ливийцев, в том числе у руководства ПНС. Не случайно, что один из них уже обратился накануне к НАТО с просьбой продлить хотя бы на месяц операцию в Ливии. Однако возникает вопрос - с какой целью? Ведь «Объединенный защитник» официально ставила задачу защищать мирное население. Ну, а после свержения режима Каддафи, - кого и от кого альянсу предлагают защищать сегодня?
Во время народных празднеств в Триполи по случаю избавления от Каддафи один из митингующих - Мохаммад аль-Шариф заявил, что теперь, когда тело полковника погребено в пустыне, «имя Муамар может быть навсегда забыто». Желание естественное. Однако для его выполнения потребуется напечатать новые деньги - ведь на купюре в один динар изображен бывший лидер Джамахирии.
| |