Два шедевра древнерусской живописи возвращаются на свою историческую родину в Псков из Всероссийского научно-реставрационного центра имени Грабаря. Много лет их изучал и приводил в порядок Адольф Овчинников. Легендарный реставратор уже полвека работает именно с псковскими раритетами.
Овчинников считает местную иконописную школу исключительной. Город всегда стоял на границе государства, псковичи воевали по три раза на неделе и ревностно поддерживали восточно-христианские традиции.
«Новгородцы могли немецкие врата вставить в кафедральный собор, а в Пскове это невозможно, это считалось духовным предательством, Псков выдерживал русские традиции как никто», - рассказывает художник-реставратор высшей квалификации Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И. Грабаря Адольф Овчинников.
Один из раритетов - рама с клеймами, то есть отдельными сюжетами. Это сцены жития любимого всеми моряками святого Николая Мирликийского. Очевидно, раму написали в XVI веке для чудотворного образа. На одном клейме - чудо о младенце, которое произошло на русской земле.
«Молодые родители ехали по Днепру, младенца уронили в воду. Когда помолились Николе, раздался крик, ребеночек лежал в мокрых пеленках», - приводит легенду Овчинников.
Вторая икона еще более примечательная. «Рождество» было написано в XV веке. Здесь все характерные особенности псковской школы - это и выразительные цвета, например, густой зеленый. Небеса вовсе не синие, а красные, как постоянное напоминание о Страшном суде. Манера письма очень быстрая, живая. Почти эскизная. Конечно, такую икону явно заказали известному мастеру, но своей подписи он не оставил.
«Европейская культура - это товар, поэтому еще не окончена вещь, а уже он ставит свою подпись. Здесь никто не подписывается. Это не товар - это откровение. Смешно было бы: я нарисовал, а вы молитесь. Ни Феофан, ни Дионисий не подписывались, их и так знали», - объясняет художник-реставратор.
Адольф Овчинников укрепил иконы, снял позднейшие записи - их слой достиг пяти миллиметров. Теперь они выглядят так, как их задумал древнерусский мастер. Музейщики из Пскова принимают раритеты.
Реставратор в последний раз держит шедевры в руках. Теперь иконам предстоит путь домой - на специальном транспорте.
Оба шедевра вернутся в фонды Псковского музея-заповедника. Здесь они находились еще с 30-х годов прошлого века. В хранилище - 1200 икон. Из них около тысячи нуждаются в квалифицированной реставрации. Однако в Пскове, как и везде в провинции, это сделать невозможно. Всего два реставратора - из них один на неполной ставке. Причем этим мастерам надо приводить в порядок все музейные предметы - от археологических находок до скульптуры. Для икон «Рождество» и «Святой Николай Мирликийский» великим везением стало попасть в Москву, да еще в руки одного из лучших российских реставраторов. Сколько еще будут ждать своего часа другие шедевры - неизвестно.
«Даже раскрытые вещи нуждаются в пристальном взгляде хранителя и реставрационных действиях», - уверен хранитель живописи и графики Псковского музея-заповедника Ольга Василева.
Сотрудники центра Грабаря периодически выезжают в маленькие музеи, но это бывает редко. Есть у Центра три филиала - в Архангельске, Вологде и Костроме. Но этого все равно недостаточно.
Сюда, в мастерские по реставрации темперной живописи центре Грабаря, приходят иконы из всех провинциальных музеев. Со всех концов России, причем это самые редкие образцы.
После пожара, который случился летом прошлого года, сотрудникам Центра Грабаря не хватает помещений для реставрации темперной живописи, то есть икон. Но мастера не жалуются, ведь на них - огромная ответственность.