В итальянском парламенте подрались депутаты. В спорах о том, как спасать тонущую экономику страны, законодатели сцепились в рукопашной.
Именно Италия, долг которой составляет уже почти два триллиона евро, страшнее для Европы, чем Греция. И сегодня в Брюсселе должно быть принято окончательное решение, как спасти еврозону. На срочную встречу прибыли лидеры стран Евросоюза.
Саммит в Брюсселе еще только начинается, а рынки уже готовятся к черному четвергу. Аналитики не верят, что лидеры двадцати семи стран Европы даже со второй попытки смогут представить убедительный план выхода из долгового кризиса. Встречу европейских министров финансов, которая должна была предварять саммит, отменили в последний момент. По решению Польши, которая в зону евро не входит, но сейчас председательствует в Евросоюзе.
В письме председателю Еврогруппы Жан-Клоду Юнкеру глава польского экономического ведомства признался: «Я полагаю, что антикризисный пакет может быть не готов к намеченному сроку». Сам господин Юнкер на вопросы о сегодняшней повестке отвечает осторожно.
«Я подозреваю, хоть я и не уверен, что сегодня мы примем окончательные и определяющие решения: нам нужно найти выход из греческого финансового кризиса, нам нужны твердые решения о том, как рекапитализировать европейские банки, и нам нужно договориться о кредитном обеспечении европейского Стабфонда», - подчеркнул премьер-министр и министр финансов Люксембурга, возглавляющий Еврогруппу, Жан-Клод Юнкер.
Ангела Меркель перед поездкой в Брюссель собрала Бундестаг: объяснить что стоит на кону и заручиться поддержкой парламентского большинства. Канцлер не стала рисовать радужную картину. По ее словам, Европа находится в самом тяжелом положении со времен Второй мировой войны.
«То, что хорошо для Европы, хорошо и для Германии. Еще полвека мира и процветания в Европе не настанут сами собой. Если падет евро, падет вся Европа», - пророчествовала федеральный канцлер Германии Ангела Меркель.
Меркель вынесла на голосование вопрос о дальнейшем расширении европейского Стабфонда. Условие: Германия больше не вкладывает в него ни цента наличности. Уже сейчас европейская подушка безопасности наполовину состоит из германских обязательств. Настаивает Меркель и на постоянном финансовом мониторинге Греции. Канцлер убеждена: шестидесятипроцентное списание долга, о котором сейчас говорят в Брюсселе, само по себе не спасет ситуацию.
Если голосование в Германии прошло организовано, то в Италии депутаты буквально готовы вцепиться друг другу в глотки. Что и произошло во время обсуждения пакета госэкономии, который Сильвио Берлускони уже сегодня должен представить в Брюсселе. Одиннадцатичасовые ночные дебаты едва не привели к распаду правящей коалиции и политическому кризису: партия «Лига Севера» выступила против увеличения пенсионного возраста до 67 лет. Сделка далась Берлускони с огромным трудом.
«Вопрос пенсий был рискованным для правительства, но мы нашли выход. Что касается того, что сегодня произойдет в Европе, я остаюсь пессимистом», отметил лидер партии «Лига Севера» Умберто Босси.
Проблемы Италии угрожают Европе куда серьезнее, чем проблемы Греции. Итальянский долг уже подбирается к отметке два триллиона евро.
Сегодняшний саммит - уже четырнадцатый кризисный за последние два года. Но именно от него ожидают ключевых заявлений, которые должны будут убедить весь мир: Европа знает, как побороть долговой кризис. Переговоры, скорее всего, затянутся до глубокой ночи, но уже сейчас очевидно: очередной перенос будет единогласно истолкован рынками как провал.