|
Банку Москвы потребуется четыре года на досоздание резервов по проблемным ссудам. Об этом заявил первый заместитель гендиректора АСВ Валерий Мирошников. Новый менеджмент банка считает невозвратными кредиты на 150 млрд рублей
План финансового оздоровления Банка Москвы, который будет санирован с участием Агентства по страхованию вкладов (АСВ) и ВТБ, требует от Банка Москвы досоздания резервов. На это у банка уйдет четыре года, заявил заместитель генерального директора АСВ Валерий Мирошников.
Санация Банка Москвы началась 29 сентября. Банк получил заем Агентства по страхованию вкладов (АСВ) в сумме 294,811 млрд рублей.
Одним из главных аргументов нового владельца банка - ВТБ - о необходимости выделения госпомощи на оздоровление банка были сообщение о том, что многие кредиты, которые выдавались с одобрения бывшего руководства Банка Москвы, можно считать невозвратными.
В четверг, 27 октября, акционеры Банка Москвы на внеочередном собрании одобрили увеличение капитала банка в пользу структуры группы ВТБ, сообщает пресс-служба кредитной организации. Как того требует план оздоровления, Банк Москвы разместит 100 млн обыкновенных акций номиналом сто рублей за бумагу. Цена размещения установлена на уровне 1111,77 рубля за акцию.
Согласно данным отчета по МСФО, в первом полугодии банк направил в резервы 2,8 млрд рублей. Объем резервов под обесценение кредитов корпоративным клиентам на 1 июля текущего года составил 134,6 млрд, по розничному кредитному портфелю - 15 млрд рублей. На 1 июля прошлого года эти показатели находились на уровне 37,6 млрд и 14,6 млрд рублей соответственно. После покупки Банка Москвы ВТБ новый менеджмент банка выявил большой портфель сомнительных ссуд компаниям, которые аффилированны с бывшим руководством банка, и в первую очередь, с компаниями бывшего президента банка Андрея Бородина.
Бородин не считает выданные кредиты безнадежными
Сам Бородин не считает кредиты, выданные связанным с ним компаниям, безнадежными. Так, 20 октября на сайте Бородина появилось сообщение, что компания «Калькулясио» (Calculacio), «чье имя называлось ВТБ среди "безнадежных" должников Банка Москвы, полностью погасила свою задолженность перед банком. Ею было выплачен 341 млн долларов и 42 млн евро, что полностью закрывает все обязательства перед бывшим кредитором».
Кроме того, пишет Андрей Бородин, «пакет спасательных мер», запрошенный у государства, почти в три раза больше той «дыры» в балансе Банка Москвы, о нахождении которой заявил ВТБ". При этом Бородин отмечает, что несмотря на размер государственной помощи, «данное спасение» не накладывает никаких требований относительно возможных действий с этими средствами на новых акционеров банка Банка Москвы.
Несмотря на тот факт, что компании, связанные с Бородиным, обслуживают и погашают свои кредиты, банк уже направил почти 105 млрд рублей на повышение резервов.
Делить кредиты, выданные клиентам банка по категориям надежности, - это задача руководства банка, это делается согласно инструкции ЦБ на основании достаточно четких критериев, говорит генеральный директор Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков.
При этом Центробанк может потребовать у руководства банка объяснить, на основании каких показателей кредит отнесен к той или иной категории. При определенных признаках ухудшения кредита - например, если заемщик задерживал платежи, или обеспечение по кредиту ухудшилось - руководство банка может поднять оценку риска кредита и досоздать по этому кредиту новые резервы. Но вот списать кредиты как безнадежные банк может только при наличии у этих кредитов резервов, которые и будет сейчас досоздовать Банк Москвы, отмечает Четвериков.
Главный инвестиционный стратег ФГ БКС Максим Шеин говорит, что проблемный портфель вообще тянет на 300 млрд рублей. Но, отмечает эксперт, «если структуры Бородина будут возвращать долги, то распустить резервы можно довольно быстро, и у банка в этом случае появится много ликвидности - поэтому в ближайшие четыре года банку надо поднапрячься, чтобы потом жить спокойно».
Виктор Четвериков отмечает, что, к сожалению, вокруг ситуации в Банке Москвы много политики, и не очень понятно, где она заканчивается и где начинаются реальные финансовые проблемы.
По закону, в случае невозможности исполнения решения суда о возврате кредита или отсутствия должника на территории России, банк может начать списание безнадежных кредитов, но это процесс небыстрый.
Четвериков напоминает, что еще 4 мая этого года Андрей Бородин был объявлен в международный розыск, поэтому Банк Москвы формально может начинать процедуру подготовки к списанию долгов.
| |