Сегодня юбилей отмечает режиссер Роман Виктюк. Режиссеру, потрясшему основы нашего театра, исполняется 75 лет.
28 октября юбилей отмечает режиссер Роман Виктюк. Режиссеру, потрясшему основы нашего театра, исполняется 75 лет. О Романе Виктюке рассказывает обозреватель «Вестей ФМ» Григорий Заславский.
Роман Григорьевич Виктюк - это тот, который появляется на экране в безумных цветных пиджаках, который даже в театре не снимает темные очки, сам признается, что, бывает такое, дремлет на спектаклях коллег.
А еще он обычно говорит что-то страшно заумное, иногда кажется, спроси его который час и он, вслед за поэтом Батюшковым из стихотворения Мандельштама, глубокомысленно ответит: вечность! Но скорей всего, пустится в долгие и пространные раздумья о поэтике духовного ландшафта, сам черт ногу сломит в этих его полетах фантазии.
Интересно, как же он объясняет актерам, как и что им играть, впрочем, сомнений в том, что актеры его язык понимают, тоже нет. Виктюк умеет влюблять в себя актрис, а с ним работали все самые лучшие, самые знаменитые наши актеры и прежде всего актрисы: Марина Неелова, Маргарита Терехова, Алиса Фрейндлих, Валентина Талызина, Лия Ахеджакова, Ада Роговцева, Людмила Максакова. Кого пропустил и не назвал?
Поверить в то, что Виктюку 75 лет, невозможно, он по натуре этакий Арлекин, хулиган, и я бы даже воспользовался таким словом, каким взрослые говорят о детях - шалун. Недаром одна из самых знаменитых его фотографий, где он выглядывает из-за занавеса, точь-в-точь, как Арлекин с известного рисунка Сомова.
Смотришь на него, слушаешь и трудно поверить, что у него в жизни были какие-то настоящие драмы, неприятности, что спектакли его закрывали, а ему самому приходилось искать работу в провинции. И там, вероятно, он научился мудро и сложно выражать свои мысли. Виктюк любит рассказывать, как он говорил, что-то умное, а советские чиновники кивали, делая вид, что понимают, ну, как после этого могли они закрыть его спектакль. Ну, раз кивали и соглашались, конечно, мол, поэтика духовного ландшафта, как же без нее советскому зрителю?! Никак и никуда.
Секрет его молодости - в стремительности, в порывистости движения, он сам это знает и понимает.
«Если ты знаешь, какой у тебя возраст космический, а не земной, то это всё меняет в этой жизни. Если тебе в космическом измерении 19, ты всё начинаешь сначала: ты ничего не умеешь, ничего не знаешь и только ждёшь команды на старт. Выстрел - и ты - бежишь. ты можешь не знать, куда бежать, главное - бежать! И этот бег должен быть безостановочным», - говорит Виктюк.
Смотришь на Виктюка - головой понимаешь, что 75 лет - это возраст патриарха, что к таким относятся с пиететом, все слова записывают и издают потом в серии «Уроки Мастера». А Виктюк, конечно, мастер, от этого не денешься никуда, но он легкомысленный мастер, легкий, без занудства.
Сегодня, когда все можно, и, если можно так сказать, ненаказуемо, трудно даже представить, каким громом среди ясного неба стали в конце 80-х его «Служанки» по пьесе Жана Жене с Константином Райкиным, Зарубиным, Виноградовым. Актеры-мужчины в ярких гримах, в женских платьях, на чем настаивал, правда, и драматург, тоже персонаж с той еще репутацией.
Криминальная драма, которую смотрели, пропуская слова мимо ушей. Все сошлось, иначе и не бывает в театре: пластика Гнеушева, хореография Сигаловой, грим Льва Новикова и музыка, подобранная Асафом Фараджевым. Музыка в спектаклях Виктюка всегда особенная, гипнотическая.
Спустя четверть века в его собственном театре идет уже третья или четвертая версия «Служанок», а все смотришь, не отрывая глаз, так красиво. А ведь это он до того можно сказать, открыл Петрушевскую, в Современнике поставил «Квартиру Коломбины», а до того - в Студенческом театре МГУ «Уроки музыки». Впрочем, как раз этот спектакль быстро закрыли.
Режиссер, доказавший, что можно быть эстетом, томным, пряным, но при этом любимым не маленькой группкой эстетов, таких же, как он, а, наоборот, одним из самых популярных представителей театрального цеха. Вот это - Виктюк.