|
По данным Национального агентства финансовых исследований практически три четверти наших граждан (72%), имевшие хоть раз дело с кредитом, считают свой опыт положительным и в будущем намерены его повторить.
Почему люди подсаживаются на кредиты? Можно ли считать глупыми людей, которые берут кредиты на всякую ерунду типа телефона или дивана и переплачивают по 30-40 процентов?
Об этом Евгений Стаховский беседовал с кандидатом экономических наук Генрихом Пеникасом и радиослушателями в эфире радио «Вести ФМ».
Стаховский: В конце прошлой недели национальное агентство финансовых исследований опубликовало данные о том, что практически три четверти россиян, 72 процента, если быть точным, имевшие хоть раз дело с кредитом, считают свой опыт положительным и в будущем намерены его повторить. Эксперты в то же время советуют, что на фоне мировой нестабильности, прежде чем брать банковский заём, лучше тщательно взвесить все за и против.
Об этих кредитных всевозможных историях, почему люди вообще берут кредиты и подсаживаются ли они на них, можно ли считать кредит своеобразным наркотиком, будем говорить с Генрихом Пеникасом, экспертом «Высшей школы экономики». Добрый день пока ещё или вечер уже. Но это совершенно не важно. Первый вопрос у меня уже традиционный. Я когда смотрю всякие статистические выкладки процентные, мне всё время хочется понять: 72 процента - это много или мало, или это нормально, или это вообще ничего не значит.
Пеникас: Здесь есть два аспекта. Во-первых, относительно той же Европы 72 - это мало. Там практически 100 процентов людей берут кредиты. Это один момент. Второй момент - что такое 72. Это 72 процента людей, которые взяли кредит один раз, или которые взяли несколько кредитов? Если в Европе один человек в среднем берёт два, три кредита, причём, на огромные покупки, у нас это один потребительский кредит на телефон, на бытовую технику. Это один момент. А второе. Вы сказали - положительный опыт. Что такое положительный опыт? Они взяли и вернули? Или взяли и не вернули? Для некоторых это тоже положительный опыт.
Стаховский: Если взяли и не вернули, там же дальше какие-то уже разбирательства происходят наверняка.
Пеникас: Если банк обанкротился, то для некоторых, может быть, это считается положительный опыт, и они хотят его повторить - авось, и не вернуть в следующий раз.
Стаховский: Ага. Люди идут в банк, который не очень большой и не очень развитый, и думают: он сейчас где-нибудь через полгодика обанкротится, и опять я проскачу.
Пеникас: Такие же банки очень легко выявить. Вы если посмотрите, те, которые вам предлагают очень большие ставки по депозитам, это, на самом деле, как раз те банки, которые сталкиваются с так называемым кредитным риском, риском невозврата кредитов на стороне активов. Так вот, если вы такой банк найдёте, приходите в него, берите кредит.
Стаховский: Сейчас я соображу. Сейчас я уложу это всё как-то по полкам. Значит, надо брать, если брать кредит, в банках, у которых высокие ставки по депозитам.
Пеникас: Скажем так, намного выше, чем у надёжных банков.
Стаховский: То есть если нормальный среднестатистический банк крупный даёт 4 процента годовых каких-нибудь.
Пеникас: В евро на три года.
Стаховский: Может быть. А какой-нибудь предлагает, говорит: приходи ко мне, я тебе дам 10 процентов.
Пеникас: То надо ему не депозит нести, а у него надо кредит брать.
Стаховский: У него надо брать кредит, потому что есть шанс, что банк обанкротится. Это прекрасно, это хорошо. Я сейчас это себе на заметку и по пунктам буду понимать, что и как делать. Кредитная история - тема вообще интересная.
Эфир за 29 октября:
Первый час: Комсомольская молодость неповторима
Второй час: Apple и Nokia делают новости
Третий час: Кредиты тренируют силу воли
Полностью слушайте в аудиоверсии.
| |