|
Эксперты озадачены тем, что участники акции «Оккупируй Уолл-стрит» за почти месяц протестов не выдвинули правительству чёткий список своих требований
Приближаясь к парку Зуккотти в южном Манхэттене, ставшему главным «штабом» массового движения «Оккупируй Уолл-стрит», ожидаешь увидеть озлобленную толпу недовольных несправедливостью американской финансовой системы. Вопреки своему агрессивному названию «Оккупируй Уолл-стрит», участники движения излучают открытость, отзывчивость и готовность к поискам взаимопонимания. Когда я свернул в сторону от наполненного ослепительным светом Бродвея, то моим глазам предстала картина, скорее напоминающая то, что можно увидеть на музыкальных фестивалях под открытым небом.
Сотни людей - молодых и не очень - собрались на клочке Нью-Йорка площадью около трёх тысяч квадратных метров, словно празднуя что-то. Они танцуют под ритмы барабанов, удары которых отражаются от соседних зданий и сливаются в единый гул, будто доносящийся с расположенной неподалёку строительной площадки нового небоскрёба Всемирного торгового центра.
«Это торжество демократии и свободы», - заявляет 26-летняя Кейт Боук, принимающая участие в митингах и шествиях с самого первого дня протестов 17 сентября. «Мы пришли сюда, чтобы каждый день мозолить глаза корпорациям, пусть знают: их действия не останутся безнаказанными», - говорит выпускница Университета Вирджинии. Боук получила медицинский диплом ещё два года назад, но до сих пор не нашла работу.
Таких здесь большинство - молодые люди, выброшенные на обочину хандрящей экономики США, студенты вузов, неспособные оплачивать свою учёбу, выпускники, испытывающие трудности с выплатой многотысячных займов на образование. С ними рядом люди 30-40 лет, которые уже месяцами сидят на пособии, будучи уволенными.
Общая картина очень пёстрая - там представители самых разных, активных и не очень, социальных групп. Бок о бок уживаются пацифисты, анархисты, социалисты, коммунисты, антиглобалисты и всяческие неформалы - панки, хиппи и даже сторонники легализации марихуаны.
Одни ждут от Вашингтона решения конкретных задач, в частности, создания рабочих мест и более справедливого взимания налогов, другие просто недовольны ситуацией в стране в целом, третьи пришли, потому что не прочь весело и шумно провести время. «Это же такой движ, чувак! Посмотри, тут столько народу и мы все - одно целое», - расслабленным голосом протягивает 21-летний Шоун, на лице которого, кажется, не осталось места без пирсинга.
Есть среди «оккупантов» и люди весьма преклонного возраста. Шестидесятишестилетняя Нэнси Пи-Сунье пришла «на баррикады», потому что, как сама признаётся, «не в силах больше терпеть бестолковость политиков». «Я была ещё маленькой, когда в стране разворачивалось движение за равноправие всех граждан. Во время бессмысленной войны во Вьетнаме я была слишком занята учёбой», - рассказала она. По её словам, на этот раз она не будет стоять в стороне. «Я хочу, чтобы мой голос услышали», - заявила Нэнси. Гостеприимство и спартанские условия
Обитатели парка Зуккотти искренне рады представителям прессы да и просто заглянувшим, будь то туристы или жители города. Любой из «оккупантов» с удовольствием проведёт экскурсию по «штаб-квартире» движения, потому как просто палаточным городком это назвать сложно. На территории парка развёрнута «полевая кухня», стол юридической помощи, медпункт, пресс-зона с беспроводной сетью и даже собственная газета «Оккупированный Уолл-стрит джорнэл».
Стоит сказать, что парком Зуккотти это место называется формально - по сути, это скорее площадь. Да, деревья есть, но вместо травы под ногами - гранитные плиты. Сразу задаёшься вопросом: не слишком ли переборщили протестующие, решив на протяжении нескольких недель жить в спартанских условиях? «Признаться, поначалу было тяжело, но потом ребята начали приносить спальные мешки, кто-то из сочувствующих даже подарил нам пару надувных матрацев», - рассказывает один из «оккупантов» Арни Эннкенсон. На вопрос, сколько ещё смогут продержаться протестующие, он, перебивая, даёт решительный ответ: «Мы будем находиться здесь столько, сколько потребуется».
Полиция и власти города, к слову, рассчитывают, что очистить от демонстрантов популярный в недавнем прошлом у туристов парк поможет сама природа. «Уже сейчас зарядили дожди, и скоро на улице будет совсем мерзко. А может, ещё и снег пойдёт. Я думаю, что до конца декабря их и след простынет», - с ухмылкой на лице говорит полицейский Шерман. Он и ещё добрая сотня его коллег выполняют задачу по обеспечению порядка в городке «оккупантов».
Однако вмешиваются они в происходящее на его территории исключительно редко и наблюдают за парком, выстроившись по периметру вокруг квартала. Эксперты озадачены тем, что участники акции «Оккупируй Уолл-стрит» за почти месяц протестов не выдвинули правительству чёткий список своих требований. Кроме того, движение ни в одном из городов не обзавелось лидерами, и руководство осуществляют локальные «координационные советы», которые по большей части не зависят друг от друга.
Самая первая акция протеста в Нью-Йорке состоялась 17 сентября и была организована, что называется, «с подачи» базирующейся в Канаде медиа-группы «Эдбастерс», проповедующей антиконсьюмеризм - борьбу с обществом потребления. Как бы то ни было, отсутствие у «оккупантов» руководящей руки и чёткого курса играет им только на руку. Одна из протестующих, 30-летняя Стэйси Хесслер считает, что появление какой-то «конкретики» способно нанести движению лишь вред. «Если будут лидеры, будут оппозиционеры, будет план - будут его противники. Так мы можем потерять большое число сторонников», - указывает она.
Появление чёткого руководителя несёт в себе ещё одну угрозу - движение, в силу высокого градуса недовольства социальным неравенством и экономической политикой, способно стать не просто оппозицией Вашингтону, а приобрести ярко выраженный радикальный окрас. Это грозит принести больше вреда, нежели пользы для страны. Кроме того, такой сценарий развития может поставить протестующих по «ту сторону закона». В Зуккотти - как в Древнем Риме
Пока же «оккупационный режим», по сути, не нарушает никаких законов. Парк, где базируются «оккупанты», находится в ведении частной компании, но по договорённости с властями города доступ в него открыт круглые сутки. Формально сотни протестующих просто «затянули» с прогулкой по скверу. Между тем городские власти попросили демонстрантов очистить территорию Зуккотти, чтобы санитарные службы могли провести уборку. Однако протестующие восприняли это как попытку ущемить их права, заявив о готовности «стоять до последнего». Чтобы избежать эскалации насилия, уборку было решено отложить на неопределённый срок.
Также никто не отменял одну из главных демократических свобод - право проводить собрания, защищённое в Первой поправке к Конституции США. Тут, впрочем, всё несколько сложнее. Дело в том, что у участников движения нет официального разрешения от городского совета на проведение митингов. Соответственно, ни о каких выступлениях перед публикой с громкоговорителем не может быть и речи.
| |