|
В «Театре имени Маяковского» сыграли премьеру «Месяца в деревне», изящную мелодраму во французском стиле играют на фоне громадного чемодана. Зачем он понадобился, долго думал обозреватель радио «Вести ФМ» Григорий Заславский.
Вообще задача любого режиссера - увлечь зрителя, заставить его отвлечься от всех прочих мыслей и утащить за собой в историю трех сестер, или продажи вишневого сада, или вот - в «Театре Маяковского» поставили «Месяц в деревне» Тургенева, пьесу про то, как немолодая женщина приревновала свою юную воспитанницу к приезжему учителю. И прогнала учителя из дома. Одна моя знакомая, режиссер детского театра однажды призналась, что начинает спектакль всегда одинаково - громкой музыкой, - мол, зрителя надо в начале хлопнуть по голове, так чтобы брать его уже потом тепленьким и голыми руками. В премьерном «Месяце в деревне» публика, когда заходит в зал, видит на сцене огромный чемодан, потом выясняется, в нем скрывались сразу два взрослых актера. А могли бы, наверное, и все герои пьесы Тургенева и так, конечно, было бы смешнее. Открывается чемодан - а там все, как черти из табакерки, выскакивают и начинают играть.
Вообще режиссерское своеволие - вопрос, на который однозначного ответа быть не может. Смотришь на Евгению Павловну Симонову, которая играет Наталью Павловну, ту самую, которая постарше, - смотришь на нее с интерсом, потому что актриса она хорошая, даже замечательная актриса, даже переживаешь за нее, вернее, за ее героиню, которая, конечно, проигрывает в борьбе за учителя, которого играет Юрий Колокольников. А Колокольников весь спектакль (ну, ясно, что так режиссер научил его, сказал, что так и надо) он весь спектакль строит дурацкие рожи и глаза таращит - зырк в одну сторону, потом - зырк в другую, а потом - нырк и бросается в запруду, сооруженную из гимнастических ремней.
В книжках я читал - сам, конечно, не видел - как у Мейерхольда в спектакле «Лес» молодые герои бегали по кругу на гигантских шагах, когда от любви земли под ногами не чуют. И все понятно, такая метафора, художественный образ. Все, кто смотрел, восхищались и понимали, что к чему. А на премьере в Театре Маяковского - видно, что все это выдумано режиссером - чтобы красиво было, чтобы оригинально, чтобы не так, как у всех. Александр Огарев, режиссер, кроме прочего известен еще и тем, что он ученик режиссера Анатолия Васильева. Вот я думаю, когда Васильева удастся вернуть в Москву, Бог даст, уже в этом году все случится, наверное, многие ученики его останутся без работы. Ну, зачем такие вот ученики, если появится настоящий Васильев?
| |