|
Зоологи нашли в музейных костях следы древнего червя оседакса, чьи потомки в современных морях поедают кости крупных морских животных.
Ископаемые останки после себя могут оставить только те животные, у которых есть хоть какой-нибудь скелет, панцирь или хотя бы раковина, как у моллюсков.
Словом, что-нибудь, что разлагалось и разрушалось бы предельно медленно. Поэтому палеонтологи непосредственно могут иметь дело только с некоторыми группами животных. В отношении других приходится ограничиваться догадками: например, откуда мы можем узнать, как выглядели предки бескостных, мягких червей?
Но и тут не обошлось без исключений. В журнале Historical Biology группа зоологов из Музея естественной истории в Лондоне (Великобритания) описывает ископаемого червя, который ухитрился оставить свой окаменелый след в истории живого мира. Сам червь и его современные потомки ведут весьма необычный образ жизни. Речь идёт о морских червях оседаксах, или, как их ещё называют, «червях-зомби». Название «оседакс» переводится как «поедающий кости»: эти черви не имеют ни рта, ни кишечника, но с успехом вытягивают питательные вещества из костей крупных животных (тех же китов), которые падают на дно. Черви внедряются в кости с помощью корнеподобных выростов, в которых содержатся бактерии-симбионты, помогающие им добывать из скелета питательные вещества. Обнаружены они были не так давно, в 2004 году, но уже успели обзавестись ископаемой «роднёй».
Понятно, где могли найти ископаемого оседакса, - в ископаемых костях. Открыть его помог случай: зоологи обратили внимание на то, что высверливаемые ныне живущими червями отверстия очень похожи на дефекты в музейных экспонатах ископаемых костей. Эти останки были найдены ещё в 1875 году и всё это время пылились без дела, поскольку были признаны не слишком подходящими для экспозиции. И вот спустя почти полтораста лет древние кости сумели послужить науке. Естественно, что при их изучении использовались новейшие методы: чтобы сравнить следы деятельности червей, исследователи применили томографический микросканер.
На костях погибших морских животных формируются особые сообщества со своей экологией, и оседаксы представляют собой лишь небольшую их часть. По-видимому, как заключают зоологи, как бы ни менялся облик крупных морских животных, уже во времена плиоцена подобные «костные» сообщества окончательно сформировались, раз с того времени у «червей-зомби» не произошло никаких заметных изменений в образе жизни.
| |