|
31 августа официально завершается военная миссия США в Ираке и начинается мирный этап кампании, носящий название «Новый рассвет». Торжественная церемония передачи командования пройдет в Багдаде. Президент Обама не приедет, но выступит с речью. Представители Белого дома уже предупредили, что в ней не будет фразы о том, что миссия выполнена.
Они уходят и на прощание рассказывают репортерам, что заберут с собой практически все оборудование военных баз, вплоть до столов, компьютеров и скрепок. Все выглядит так, будто американская армия стремится полностью уничтожить какие-либо свидетельства своего пребывания в Ираке, и потому вывод войск скорее напоминает бегство. Но красивое слово «вывод» позволяет политикам сохранить лицо.
Посол США в Ираке Кристофер Хилл признал: «Я думаю, что психологически это, конечно, большая перемена. Во-первых, иракцы понимают, что американцы уходят. Во-вторых, они видят, что у нас слова не расходятся с делом. А вообще, вывод войск... Ну, это же не означает, что у нас нет больше интересов в стране».
Американские военные заявляют официально, что 1 сентября - это день окончания войны. Но жители Ирака, хоть и рады тому, что оккупации конец, насчет окончания войны сомневаются. Житель Багдада Лес Аль-Хафази рассказал: «Я надеюсь, что американские войска выйдут из страны со дня на день. Но способны ли иракские войска обеспечить нашу безопасность? Вооружение иракской армии и военно-воздушных сил неполное. Наши военные до сих пор используют стрелковое оружие, такое, как автомат Калашникова. У них мало тяжелого вооружения».
Если в пребывании оккупационных войск в Ираке нет необходимости, значит, можно подвести некоторые итоги войны и семилетней оккупации. Оружия массового поражения американцы не нашли, хотя именно из-за подозрений в том, что оно есть у Ирака, война и началась. Свергли и казнили диктатора Саддама Хуссейна. Теперь в Ираке президент - Джалал Талабани. Но президента Талабани в торжественные дни тысячи людей встречают и приветствуют так же радостно, как и когда-то диктатора Хуссейна.
Да и методы управления мало чем отличаются. Действует и тайна полиция, и контрразведка, и политический сыск. Все так же, как при Саддаме. Только теперь ловят других.
Саддам Хуссейн был мусульманином-суннитом и мусульман-шиитов сильно не любил. Он подвергал их жестоким репрессиям, а с шиитским Ираном даже воевал. Теперь лидер Ирана Мухмуд Ахмадинежад в Багдаде - желанный гость. Американская оккупация привела к тому, чего в Вашингтоне опасались больше всего - усилению позиций Тегерана в регионе. Теперь он контролирует весь юг Ирака, населенный шиитами. Важно и то, что именно тут - в Кербале, Неджефе, и Басре - находятся главные мировые шиитские святыни. И характерно, что именно на шиитском юге всего через год после начала оккупации - в апреле 2004 года - началось крупнейшее в Ираке антиамерианское восстание, которое длилось полгода. Американские войска подавить его не смогли, шиитов пришлось уговаривать и идти на уступки.
Возглавил восстание молодой лидер Муктада ас-Садр. Он и сейчас лидер всех иракских шиитов, а недавно стал Великим аятоллой, то есть, духовным и политическим лицом высшего ранга. Учился Муктада ас-Садр в Иране, а его боевики называют себя «Армия Махди». Махди в исламской теологии - этот тот, кто объединит верующих перед концом света и поведет их на битву с Антихристом. То есть, становится понятно, как шииты воспринимают Америку. Но теперь все это - головная боль иракского правительства и военных.
Генерал-майор аРМИИ США Стивен Ланза признал: «Нас спрашивают: "Готовы ли иракские силы безопасности?". Они показали то, как они готовы, во время выборов и на крупных религиозных праздниках. Более важно, чтобы заработало правительство, чтобы оно было сформировано. Это смогло бы пресечь некоторые вспышки насилия, которые мы наблюдаем сейчас».
«Некоторые вспышки насилия» - это ежедневные теракты в иракских городах, в которых гибнут сотни людей ежемесячно. Премьер Ирака Нури аль-Малики во вторник принимал в Багдаде вице-президента США Джозефа Байдена и сказал, что американцы подарили иракцам настоящую свободу. Если это сказано в том смысле, что страна живет в фактическом состоянии гражданской войны, то, наверное Малики прав.
Боевики разных религиозных и этнических группировок жестоко убивают мирное население. Даже Багдад четко поделен на шиитские и суннитские районы, где чужаки не ходят, а север страны полностью подконтролен курдам. Что получил Вашингтон, начав эту войну? Очевидный результат лишь один - больше четырех тысяч погибших американских солдат и более двухсот тысяч погибших мирных иракцев. Чего ради погибли эти люди? Вряд ли кто-то в Вашингтоне сможет это внятно объяснить. И в самом Ираке никто не считает, что война закончена. Просто американцы в ней теперь не участвуют.
| |