|
В запасниках Новочеркасского музея случайно обнаружили картину Николая Ге «Распятие». Ей более ста лет. Сейчас с полотном работают искусствоведы Третьяковской галереи.
Невероятно, но в Новочеркасске, собравшем уникальную коллекцию произведений искусства, никогда не было и сегодня нет художественного музея. И потому даже специалисты не знают о хранящихся в городе сокровищах. Так случилось и с картиной «Распятие» Николая Ге, ради которой на Дон высадился десант исследователей из Третьяковской галереи.
«До сих пор и в литературе, и вообще в обиходе эта картина не значится как подлинное произведение Николая Ге. И поскольку мы работаем над выставкой, которая проходит в Москве, то имеем достаточно большое количество материала, дающего нам возможность в результате исследований подтвердить имя Ге», - сообщила Лидия Гладкова, заведующая отделом научной экспертизы Государственной Третьяковского галереи.
Об этой картине в Третьяковке узнали случайно, обнаружив в архиве художника Чернышева письмо директора Музея истории донского казачества от 1961 года, где говорится, что в музее с 20-х годов хранится картина «Распятие» Николая Ге. К письму была приложена маленькая черно-белая фотография. Искусствовед Татьяна Карпова связалась с новочеркасскими коллегами с просьбой прислать макрофотографии деталей картины, подписи, оборотной стороны холста и рамы, полагая, что, возможно, обнаружилась та самая картина, о которой художник писал Льву Николаевичу Толстому.
«Как раз в 1884 году он начал работать над Страстным циклом и писал Толстому, что задумал 2 картины. Одна - "Распятие", а другая в преддверие наступающего страдания. Это, видимо, какой-то первый вариант картины "Голгофа", которая находится в Третьяковке. Мы подобрали целый ряд аналогов, в том числе посмотрели подписи. Вот подпись нашей экспертируемой картины "Распятие", а это - с картины "Петр Первый допрашивает царевича Алексея". Как они похожи!» - говорит Татьяна Карпова, куратор выставки «Что есть истина? Николай Ге. К 180-летию со дня рождения» в Государственной Третьяковской галерее.
Работа исследователей продолжится и в Москве. Предстоит еще рентгенография полотна. А параллельно историки новочеркасского музея ведут свой поиск. Поскольку о том, как туда попала картина, пережившая за сто с лишним лет и революцию, и войны, и сохранившаяся вместе с собственной рамой, в музее пока ничего не известно.
| |