|
В Москве могут снести Круговое депо - объект культурного наследия. Его построили в 1846 году по проекту архитектора Константина Тона, автора Храма Христа Спасителя. Возведенное за три года до главного здания тогда еще Петербургского вокзала, депо стало первой в столице железнодорожной постройкой.
На задворках Ленинградского вокзала, за рыночными бараками, куда страшно заглянуть даже днем, готовится преступление. Такое заявление поступило в Генпрокуратуру от движения «Архнадзор». Под угрозой сноса - паровозное депо архитектора Константина Тона, автора Храма Христа Спасителя. Возведенное в 1846 году, за три года до главного здания тогда Петербургского вокзала, депо стало первой в Москве железнодорожной постройкой.
В эти трущобы не водят экскурсии. А ведь есть, что показать. Например, неприступную цитадель, которая на самом деле - водонапорная башня. Ничего подобного нет ни на одной станции Ленинградского направления. В Клину, Твери, Бологом, Санкт-Петербурге депо строили обычной Т-образной формы, где умещались и мастерские, и резервуары с водой.
«В Москве станция попала на берег пруда. И оказалось невозможным, точнее, слишком дорогостоящим строить мастерские по типовому проекту, так как это означало засыпание пруда. Поэтому по предложению Тона решено было не строить мастерские, а вынести их в другую часть станции», - рассказывает Юрий Егоров, координатор движения «Архнадзор».
Фигурный кирпич, узорчатый поребрик, сдвоенные арочные окна. Чудо промышленной архитектуры в 1853 году даже включили в путеводитель по Москве. Изумленный автор которого назвал Круговое депо «гигантской конюшней, где стоят рысаки-самолеты», и добавил: «Любопытна ротонда с вращающимся полом, которым поворачивают локомотивы».
«В депо сделано сводчатое перекрытие, причем свод выложен по спирали, это крайне редко встречается, этого практически нет в промышленной архитектуре, обычно там бетонные перекрытия», - говорит Юрий Егоров.
Ремонтировали локомотивы здесь до начала XX века. Пока в 1912-м неосторожный машинист, заводя паровоз на круг, не протаранил ворота: поезда переросли свое первое депо. Потом здание использовали как склад. А сейчас от объекта культурного наследия, похоже, решили избавиться.
Градозащитник Юрий Егоров показывает «улику»: надпись «14 метров до оси пути». То есть, рельсы новой линии Москва-Крюково должны пройти прямо посреди памятника, включенного в официальный реестр. И строительство разрешили. На основании технической экспертизы, которая противоречит экспертизе историко-культурной.
«Эксперты согласовали снос здания, так как они просто не знали, что это памятник. Эта информация предоставлена не была. Таким образом, вопросы сохранения культурного наследия не были учтены, так как не было информации. Это серьезное нарушение, и это делает недействительным все это положительное разрешение», - подчеркнул Юрий Егоров.
Кроме того, активисты «Архнадзора» проанализировали положение вещей за последние 30 лет. И выяснили, что интенсивность движения упала на этом участке на треть и вряд ли повысится: согласно Генплану до 2025 года, часть поездов уведет в сторону еще не построенная эстакада Курско-Октябрьского направления.
«Огромное количество поездов просто перестанет приходить на Ленинградский вокзал. Таким образом, этих путей будет даже слишком много, чтобы обеспечивать движение оставшихся поездов, которые все-таки пойдут на вокзал», - пояснил Юрий Егоров.
Последний ответ РЖД намекает: из реестра вновь выявленных объектов культурного наследия этот может быть и исключен. Активисты намерены бороться.
Спасенный памятник, по мнению координаторов движения «Архнадзор», можно переоборудовать в железнодорожный музей. Подобный уже есть на Рижском вокзале. Там под открытым небом выставлены старинные локомотивы. Здесь же будет целое депо.
| |