|
Вчера мастер-классом американских классиков smooth jazz Fourplay официально завершился четвертый Jazz in Kiev. О лучших концертах фестиваля - ВЯЧЕСЛАВ КРИШТОФОВИЧ и АННА ВОВК.
Есть мнение, что в последнее время нашу джазовую публику перекормили важными концертами, и полупустой зал в первый день Jazz in Kiev такое мнение подтверждал. Другого объяснения этому досадному факту не находилось - программа вечера обещала быть более чем удовлетворительной.
Начали с польского Marcin Wasilewski Trio. Пианист и композитор Марчин Василевски, контрабасист Славомир Куркевич и барабанщик Михал Миcькевич впервые выступили в Киеве лет 10 назад - их привез один из монстров европейской импровизационной музыки, трубач Томаш Станько. Теперь они выросли в полноценное трио, заматерели, но не утратили нежности, меланхолии и азарта, которые всегда вкладывали в свою музыку, еще раз доказав, что джазовое фортепианное трио - самостоятельный жанр в исполнительском искусстве.
Польских романтиков сменили David Krakauer and the Madness Orchestra. Название их программы Krakauer Plays Zorn говорило само за себя: с одной стороны - мастер клезмера, всемирно известный кларнетист Дэвид Кракауэр со своими «безумцами», с другой - музыка саксофониста и композитора Джона Зорна, знакового музыканта, работающего на стыке авангардной импровизации и еврейской традиции. Кракауэр исполнял вещи Зорна из его бесконечного проекта Book of Angels, свои собственные и традиционные еврейские. Единственным отклонением от программы стало исполнение (по просьбам организаторов и слушателей) украинского гопака, который большинство нью-йоркских последователей еврейства считают «своим родным».
Квартет Antonio Sanchez & Migration, попавший в программу фестиваля самым последним - то ли как «запасной», то ли как случайный в списке - оказался одним из сильнейших впечатлений не только Jazz in Kiev, но и целого джазового года. Что именно они играли, не так уж и важно: квартет обкатывал новую программу, которую запишет только в январе. Программу составили так, что у каждого из исполнителей был внушительный сольный фрагмент, да и все вместе походило на хорошо продуманную историю, в которой четко прослеживалось развитие отдельных лирических героев.
Когда на третий день фестиваля на сцену поднялись участники Steve Swallow Quintet - минимум двоих из них не зазорно называть «легендой» - можно было почувствовать себя в ином измерении. Ирреалистичности происходящему добавило прозвучавшее после вступления заявление Стива Своллоу: «А теперь мы сыграем три композиции, вдохновленные детективными рассказами. Они называются "Проделки гризли", "Неестественные причины" и "Это сделал дворецкий"». Пожалуй, эту программу, еще новую и совсем необкатанную, можно назвать сонатой с несколькими передышками, потому как композиторская составляющая оказалась здесь очень велика. В связи с чем возникал вопрос: это были композиции Стива Своллоу или Карла Блей принимала участие в их написании? Вообще ведь трудно назвать сайдменом эту сухонькую женщину-композитора, у которой даже прическа за последние 30 лет не поменялась. Но на концерте было понятно, что одно только ее присутствие на сцене и элегантно незаметные органные «соло» создавали канву всего произведения.
Что касается закрывавших четвертый Jazz in Kiev американских классиков smooth jazz Fourplay - довольно трудно сказать что-то новое о людях, которые почти 20 лет придерживаются одной безошибочно выбранной музыкальной линии - это развлекательная музыка в самом лучшем ее виде.
| |