|
Рекомендации ста одного школьника - участника Школы доброго гражданина, в отношении того, каким должен быть Закон о гражданстве, в ближайшее время будут рассмотрены на экспертном уровне.
На прошлой неделе в Таллинн приехал 101 школьник из русских и эстонских школ со всех регионов Эстонии для участия в Heade Kodanike Kool (Школа доброго гражданина). Количество участников форума, проходившего 27-29 октября, выбрано не случайно - ровно столько депутатов избирается в эстонский парламент. Организовало это мероприятие Эстонское объединение НАТО, его руководитель Виктория Пунга считает, что такое дополнение к урокам граждановедения помогает ребятам понять всю сложность и длительность процесса законотворчества. «Таких мероприятий для школьников у нас еще не проводилось, хотя со школами мы работаем уже десять лет. До запуска Школы доброго гражданина мы провели по регионам, в Валга, Нарве, Тарту и других местах, круглые столы с приглашением экспертов, политиков и дипломатов, что выводит уроки обществоведения на совсем другой уровень. Школа прошла успешно, и мы собираемся проводить ее ежегодно», - рассказала Пунга. Встреча в Рийгикогу «В этот раз мы изучали с ребятами, как функционирует государство, чем именно занимается правительство и какие у него есть возможности изменить существующие законы», - добавила она. Перед школьниками выступили социолог Юхан Кивиряхк, зампредседателя Рийгикогу Юри Ратас, министр обороны Март Лаар, канцлер юстиции Индрек Тедер и другие. По словам Пунга, многие медиаэксперты говорят, что молодежь не интересуют вопросы, как работает государство, но форум показал, что это не так. Дети задавали серьезные вопросы, которые, казалось бы пока и не должны их касаться. Например, они знают об участии Эстонии в стабилизации экономики Греции, и им интересно, почему Эстония должна вкладывать в это деньги. Детей интересует национальный вопрос, но они, по словам Пунга, рассматривают проблему в какой-то степени даже шире, понимая, что в Эстонии живут не только эстонцы и русские, но и представители других национальностей. Обсуждение законов «Их волнует, что будет лет через двадцать, справится ли наш Закон о гражданстве с изменяющимися обстоятельствами, сколько будет в Эстонии проживать эстонцев, граждан и просто жителей Эстонии. Участникам форума сегодня по 17-18 лет, скоро они уже будут влиять на выборы в стране, у них самих появится возможность работать в самоуправлениях или же стать членом парламента», - рассказала Пунга. Школьники попытались разобраться в том, как принимаются законы, понять, что это дело не одного дня, а сложный и достаточно длительный процесс. Как пример был взят Закон о гражданстве. Во время дискуссии школьники не обсуждали вопрос о предоставлении т.н. «нулевого» гражданства. Ребята предложили внести изменения в пункт о том, что для того, чтобы иметь возможность ходатайствовать о гражданстве, надо в течение пяти лет постоянно проживать на территории Эстонии. Они считают, что этот срок надо сократить до трех лет, что более распространено в Европе. Состоялась и дискуссия, в ходе которой было решено предложить упростить экзамен на гражданство и знание языка. «Рапорт с перечислением предложений мы сначала рассмотрим на совете Эстонского объединения НАТО, в который входят политики и эксперкты, и передадим в Рийгикогу», - сказала Пунга. Мероприятие поддерживало Министерство образования, Фонд Фридриха Эберта и посольство США в Эстонии.
| |